Ни у учредителя, ни у организации не возникнет никаких налоговых обязательств. Поясним.
В описанной в вопросе ситуации общество имеет долг перед кредитором, то есть должно уплатить этому кредитору денежные средства за полученное имущество (работы, услуги). Учредитель выкупил долг общества у кредитора по договору уступки прав (договору цессии). В результате учредитель стал новым кредитором, которому общество должно уплатить денежные средства (ст. 382 ГК РФ). Кредитор может освободить должника от лежащих на нем обязанностей по выполнению обязательства (простить долг). В этом случае обязательство считается прекращенным (ст. 415 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации прощением долга учредитель освобождает общество от обязанности уплатить ему денежные средства. Иными словами, причитающиеся ему денежные средства учредитель передает обществу в собственность. Деньги признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). В целях налогообложения прибыли имущество считается безвозмездно полученным, если его получение не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (п. 2 ст. 248 НК РФ).
Налоговым кодексом установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается безвозмездно полученное имущество от физического лица, владеющего более 50% уставного капитала получающей организации. При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, для применения льготы необходимо выполнение двух условий:
1) безвозмездно получить имущество от учредителя, владеющего более 50% уставного капитала;
2) в течение года не передавать это имущество третьим лицам. Исключение составляют денежные средства. Их можно тратить сразу после получения.
Поскольку при прощении долга общество безвозмездно получает в свое распоряжение денежные средства (имущество) от учредителя, владеющего более 50% уставного капитала, все условия подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ выполняются и у общества не возникает обязанности по уплате налога на прибыль. Отметим, что аналогичные выводы содержатся в письме УФНС России по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123400@.
Обязанности по уплате НДС у общества также не возникает. Ведь объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг), в том числе на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), и этот налог на основании п. 1 ст. 168 НК РФ исчисляет продавец (или налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации общество налоговым агентом по НДС не является, а продавцом выступает учредитель.
У учредителя также не возникает налоговых обязательств по НДФЛ. Ведь объектом обложения НДФЛ является полученный физическим лицом доход, как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доход в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).
При приобретении долга общества учредитель несет одни расходы, и никаких доходов у него не возникает. При прощении долга учредитель никаких экономических выгод не получает. Следовательно, у него не возникает дохода, а значит, нет оснований для начисления и уплаты НДФЛ.