Из положений п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» следует, что приобретенные за счет государственных инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда государственного (муниципального) предприятия на стоимость закрепляемого имущества. В настоящее время увеличения уставного фонда не произошло.
Просим разъяснить, имеет ли право ФГУП имущество, приобретенное за счет выделенных целевых средств федерального бюджета (федеральная адресная программа), признавать имуществом, полученным от собственника имущества в хозяйственное ведение, и соответственно учитывать суммы начисленной амортизации по объектам амортизируемого имущества в целях налога на прибыль?
Поступающее финансирование на протяжении всего периода строительства учитывалось на балансовом счете 98 «Доходы будущих периодов». Следует ли средства целевого бюджетного финансирования, полученные за 20 лет, по окончании строительства включать в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Ваша организация является федеральным государственным унитарным предприятием. Это означает, что все его имущество находится в государственной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 113 ГК РФ, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Поэтому построенное и введенное в эксплуатацию здание производственного корпуса также является имуществом, принадлежащим Российской Федерации и находящимся в хозяйственном ведении предприятия. Но это не значит, что построенное здание является имуществом, полученным от собственника в хозяйственное ведение. Собственник (Российская Федерация) передал предприятию не имущество (здание), а денежные средства на его строительство. Такие денежные средства (средства федерального бюджета) являются бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных предприятий (ст. 79 Бюджетного кодекса РФ).
Они не включаются в состав доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ, как средства, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия. Отметим, что, по мнению Минфина России, положения данного подпункта распространяются только на случаи, когда денежные средства предоставляются на безвозмездной основе и не в оплату стоимости выполненных унитарным предприятием работ (оказанных услуг). В противном случае такие денежные средства учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 09.06.2011 № 07-02-06/104).
Например, если собственник (РФ) компенсирует унитарному предприя-тию за счет средств федерального бюджета недополученные им доходы в связи с осуществлением перевозок льготных категорий граждан, будет иметь место оплата стоимости выполненных унитарным предприятием работ (оказанных услуг).
В нашем же случае денежные средства переданы собственником на безвозмездной основе для финансирования строительства здания. То есть они не связаны с оплатой стоимости выполненных унитарным предприятием работ (оказанных услуг), а значит, подпадают под действие подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Таким образом, средства бюджетного финансирования на строительство здания, полученные за 20 лет, включать в состав доходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, не нужно.
Теперь что касается начисления амортизации по зданию. Согласно подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. В своих письмах Минфин России отмечает, что в целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится имущество, поименованное в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям (а унитарное предприя-тие является коммерческой организацией) в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются (письма Минфина России от 22.05.2012 № 03-03-06/1/263 и от 08.08.2011 № 03-03-06/4/93).
В нашем случае денежные средства предоставляются собственником в целях возмещения затрат унитарного предприятия на строительство здания. Поэтому они целевым финансированием не являются. А это значит, что подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ на такое здание не распространяется, и амортизация по нему начисляется в общеустановленном порядке. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минфина России от 08.08.2011 № 03-03-06/4/93. В нем специалисты финансового ведомства сказали, что в отношении имущества, приобретенного или созданного унитарным предприятием за счет субсидий, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, и признанного согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.
В заключение отметим, что вы неправомерно учитывали средства федерального бюджета, выделенные на строительство здания, на балансовом счете 98 «Доходы будущих периодов».
В письме от 09.06.2011 № 07-02-06/104 Минфин России отметил, что исходя из ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н) увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда не является доходом организации и в связи с этим не может признаваться доходами будущих периодов. Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций оприходование указанного имущества отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала.
Заметим, что предоставление бюджетных инвестиций государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение его уставного фонда в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях (п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ). Решение об увеличении уставного фонда государственного унитарного предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
В вашем случае решение об увеличении уставного капитала пока не принято.
Таким образом, получение средств федерального бюджета на строительство здания вам нужно было отражать в бухгалтерском учете следующими проводками:
Дебет 51 Кредит 75
— получение федеральных бюджетных средств от собственника (Российской Федерации);
Дебет 75 Кредит 83
— увеличение добавочного капитала за счет средств федерального бюджета.
Когда собственник примет решение об увеличении уставного капитала и такое увеличение будет зарегистрировано, нужно будет сделать проводку:
Дебет 83 Кредит 80
— уставный капитал предприятия увеличен за счет бюджетных инвестиций.