Да, вы можете при расчете налога на прибыль учесть расходы на приобретение новой упаковки взамен испорченной тары. Чтобы не возникло проблем с отражением затрат по такой операции в налоговом учете, необходимо ее правильно оформить.
Практически любой товар должен быть упакован (п. 1 ст. 481 ГК РФ). Если договором купли-продажи не определены специальные требования к упаковке, то товар должен быть упакован способом, обеспечивающим его сохранность при хранении и транспортировке (п. 2 ст. 481 ГК РФ). В случае передачи товара в ненадлежащей упаковке, покупатель вправе потребовать от продавца заменить ее. Однако договором может быть и не предусмотрено такое условие (п. 1 ст. 482 ГК РФ). Тогда покупателю придется самостоятельно закупать новую тару и упаковывать в нее товар для хранения и последующей перепродажи.
Довольно часто стоимость упаковки уже включена в цену товара и отдельно в первичных документах не выделяется. Если она может использоваться в дальнейшем у покупателя или быть продана, такая тара приходуется по рыночной цене с учетом физического состояния с одновременным отнесением указанной стоимости на счета учета финансовых результатов подп. «б» п. 178 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания). Соответственно если упаковка в дальнейшем использоваться не будет, в бухгалтерском учете она отдельно не отражается.
По этой причине некоторые организации не фиксируют факт порчи упаковки, полагая, что раз нет проводок по таре, то и незачем оформлять и первичку по ней. А между тем такие действия могут повлечь для организации весьма неприятные налоговые последствия. Ведь для целей налогообложения прибыли расходы должны быть экономически обоснованны, направлены на получение дохода и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).
Например, если организация документально не зафиксировала факт порчи упаковки, в которой был получен товар от поставщика, и закупила новую тару для переупаковки товара, затраты на новую тару могут быть исключены налоговиками из состава расходов как экономически необоснованные.
Так, в деле, рассмотренном ФАС Северо-Западного округа (постановление от 11.10.2012 № А13-2812/2011), налоговики посчитали необоснованным включение в состав расходов затрат организации на приобретение картонных коробок взамен испорченных для переупаковки товаров, и суд их в этом поддержал. Аргументы были следующие.
Затраты на приобретение материалов, используемых для упаковки реализуемых товаров, могут быть включены в состав материальных расходов при исчислении налога на прибыль (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). При этом такие затраты должны быть обоснованными и связанными с производственной деятельностью налогоплательщика. Согласно п. 42 и 95 Методических указаний тара и упаковка, использованные на затаривание готовой продукции, не оплаченные покупателем отдельно, относятся к израсходованным в связи со сбытом и продажей продукции материалам. Тара, пришедшая в негодность вследствие естественного износа, поломки (боя) или порчи, оформляется соответствующим актом, составленным комиссией, которая производит осмотр тары и определяет причины ее непригодности и виновных лиц, допустивших поломку, бой или порчу тары. Списание непригодной тары производится после утверждения акта руководителем организации или лицом, им уполномоченным (п. 171 Методических указаний). Таким образом, факт порчи тары должен быть подтвержден соответствующим актом. Однако организация не представила доказательств, что коробки, в которых продукция поступила от поставщиков, пришли в негодность. Следовательно, она не доказала обоснованность расходов на приобретение коробок, а также связь этих расходов со своей производственной деятельностью.
Итак, в ситуации, когда товар получен в испорченной таре, нужно обязательно зафиксировать этот факт, независимо от того, выделена стоимость упаковки в первичных документах на поставку товара или нет. Это можно сделать в акте о приемке товаров (форма ТОРГ-1). В нем есть строка, описывающая состояние товара, тары и упаковки в момент осмотра.