Увеличение уставного фонда ФГУП за счет бюджетных инвестиций

| консультации | печать
Представление бюджетных инвестиций ГУПу, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение его уставного фонда в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях (п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ). Подпункт «г» п. 3 Правил осуществления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1202, предусматривает увеличение уставного фонда предприятия на размер бюджетных инвестиций, осуществленных в 2012 г., в десятидневный срок после представления предприятием утвержденного годового бухгалтерского отчета за 2012 г. Имеет ли право собственник увеличить уставный фонд на размер бюджетных инвестиций, осуществленных в 2012 г. с учетом авансовых платежей, перечисленных подрядчику в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП), или на сумму законченных строительством объектов?

На наш взгляд, собственник имущества государственного (муниципального) унитарного предприятия вправе увеличить уставный фонд этого предприятия на сумму бюджетных инвестиций, осуществленных в 2012 г., только в пределах выполненных подрядчиком работ по строительству.

Поясним.

Под бюджетными инвестициями понимаются средства из бюджета, направляемые на создание или увеличение за счет них стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение его уставного фонда в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях (п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ). Такой порядок прописан в ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ). В частности, увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества (п. 2 ст. 14 Закона № 161-ФЗ).

Денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (п. 2 ст. 12 Закона № 161-ФЗ). Следовательно, полученные из бюджета денежные средства в рамках федеральной целевой программы, направленной на финансирование объектов капитального строительства, могут увеличивать уставный фонд унитарного предприятия.

Однако нужно учитывать установленный постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1202 Порядок осуществления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий (далее — Порядок). В нем одним из условий осуществления бюджетных инвестиций названо перечисление бюджетных средств в соответствии со сроками платежей, установленными в договоре подряда, при подтверждении унитарным предприятием объема работ (услуг), выполненных (оказанных) подрядчиком во исполнение договора подряда (подп. «б» п. 3 Порядка).

Таким образом, авансовые платежи, перечисленные подрядчику в 2012 г. в рамках Федеральной целевой программы, будут считаться бюджетными инвестициями только после того, как унитарное предприятие подтвердит объем работ, выполненных подрядчиком в счет полученных авансовых платежей. А это значит, что до этого момента увеличить уставный фонд унитарного предприятия на перечисленные подрядчику средства нельзя.