На наш взгляд, собственник имущества государственного (муниципального) унитарного предприятия вправе увеличить уставный фонд этого предприятия на сумму бюджетных инвестиций, осуществленных в 2012 г., только в пределах выполненных подрядчиком работ по строительству.
Поясним.
Под бюджетными инвестициями понимаются средства из бюджета, направляемые на создание или увеличение за счет них стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). Предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение его уставного фонда в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях (п. 5 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ). Такой порядок прописан в ст. 14 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ). В частности, увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества (п. 2 ст. 14 Закона № 161-ФЗ).
Денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (п. 2 ст. 12 Закона № 161-ФЗ). Следовательно, полученные из бюджета денежные средства в рамках федеральной целевой программы, направленной на финансирование объектов капитального строительства, могут увеличивать уставный фонд унитарного предприятия.
Однако нужно учитывать установленный постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1202 Порядок осуществления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий (далее — Порядок). В нем одним из условий осуществления бюджетных инвестиций названо перечисление бюджетных средств в соответствии со сроками платежей, установленными в договоре подряда, при подтверждении унитарным предприятием объема работ (услуг), выполненных (оказанных) подрядчиком во исполнение договора подряда (подп. «б» п. 3 Порядка).
Таким образом, авансовые платежи, перечисленные подрядчику в 2012 г. в рамках Федеральной целевой программы, будут считаться бюджетными инвестициями только после того, как унитарное предприятие подтвердит объем работ, выполненных подрядчиком в счет полученных авансовых платежей. А это значит, что до этого момента увеличить уставный фонд унитарного предприятия на перечисленные подрядчику средства нельзя.