Земельные участки, находящиеся в собственности нашего общества и участвующие в указанной выше производственной деятельности, имеют разрешенное использование: «Предприятие», «Производственный корпус с бомбоубежищем», «Для научно-исследовательской деятельности», «Под жилую застройку индивидуальную».
Имеет ли право наше акционерное общество применять налоговую ставку 0,3% в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд на основании абз. 5 подп. 1 п. 1. ст. 394 НК РФ?
Концерн «Созвездие», г. Воронеж
Несмотря на то что ваша организация занимается разработкой, производством и ремонтом вооружения, военной и специальной техники по контрактам, заключенным с Министерством обороны РФ, применять пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих вам на праве собственности, вы не можете.
Дело в том, ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости, может быть установлена нормативными актами местных органов власти по земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (абз. 5 подп. 1 п. 1. ст. 394 НК РФ). То есть для применения ставки 0,3% необходимо не только использование земельного участка для нужд обороны, но и его законодательное ограничение в обороте. Участки, используемые для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, ограничиваются в обороте, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 27 Земельного кодекса). В вашем случае земельные участки принадлежат обществу на праве частной собственности. Поэтому они не могут рассматриваться как ограниченные в обороте (письма Минфина России от 01.03.2010 № 03-05-04-02/24, от 15.02.2010 № 03-05-06-02/07). Следовательно, в отношении таких участков абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не применяется, а земельный налог должен начисляться на основании подп. 2 п. 1. ст. 394 НК РФ по ставке 1,5% от кадастровой стоимости.
Суды придерживаются такого же мнения. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 24.01.2013 № А64-4726/2012 рассмотрел следующую ситуацию. ОАО, выполняющее оборонные заказы, было образовано путем реорганизации ФГУП. Земельный участок, принадлежащий ОАО на праве собственности и используемый для выполнения оборонных заказов, общество не облагало земельным налогом на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, полагая, что он является ограниченным в обороте1.
Логика рассуждений общества была такой. Единственным учредителем ОАО и владельцем 100% акций является Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера общества осуществляет Министерство обороны РФ. Поэтому, несмотря на то что земельный участок зарегистрирован на праве собственности за обществом, его фактическим собственником является Российская Федерация. И поскольку он используется в целях обеспечения обороны и государственной безопасности, он не должен облагаться земельным налогом.
Суд с такой трактовкой законодательства не согласился. Он отметил, что юридические лица являются собственниками имущества, перешедшего к ним в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В пункте 11 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» сказано, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. С момента государственной регистрации общества в качестве юридического лица оно стало собственником, в том числе спорного земельного участка. А это значит, что этот участок не подпадает под действие подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, так как на основании п. 5 ст. 27 Земельного кодекса участки могут иметь статус ограниченных в обороте лишь при условии их нахождения в государственной или муниципальной собственности. Суд также указал, что общество с момента регистрации в качестве юридического лица является самостоятельным хозяйствующим субъектом, и именно ему, а не Российской Федерации принадлежит на праве собственности спорный земельный участок.
Вывод о том, что земельные участки, используемые для нужд обороны, имеют статус ограниченных в обороте только при условии нахождения их в государственной или муниципальной собственности, содержится также в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2013 № А56-14372/2012, Дальневосточного округа от 25.04.2013 № Ф03-739/2013, Восточно-Сибирского округа от 10.04.2013 № А19-11206/2012, Волго-Вятского округа от 10.08.2012 № А82-11390/2011 (Определением ВАС РФ от 23.10.2012 № ВАС-13873/12 отказано в передаче дела на пересмотр).
1 До 1 января 2013 г. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не признавались объектом обложения земельным налогом на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.