Насколько такое положение дел соответствует принципам равенства налогообложения?
Елена Коковина
Нормами действующего налогового законодательства определено, что доходы акционеров — физических лиц в виде распределенных в их пользу дополнительных акций не облагаются НДФЛ, только если (п. 19 ст. 217 НК РФ):
1) источником увеличения уставного каптала и, соответственно, выпуска акций является сумма переоценки основных средств;
2) акции получены при реорганизации общества.
Во всех остальных случаях получения дополнительных акций возникает объект обложения НДФЛ. Это следует из п. 1 ст. 210 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по данному налогу включаются все доходы физического лица в денежной и натуральной форме, в виде материальной выгоды, а также доходы, право на распоряжение которыми у него возникло.
В результате акционеры, получившие дополнительные акции за счет распределения прибыли прошлых лет, оказываются в неравном положении с акционерами, которые получили акции при увеличении уставного капитала общества на сумму переоценки основных средств.
Вопрос о признании не соответствующими Конституции РФ положений п. 19 ст. 217 НК РФ, ставящих в неравные условия акционеров — физических лиц, получивших дополнительные акции за счет нераспределенной прибыли прошлых лет и за счет переоценки основных средств, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного суда.
Так, в Определении от 16.01.2009 № 81-О-О Конституционный суд рассмотрел жалобу акционера, считавшего, что положения НК РФ, предусматривающие возникновение у акционеров обязанности по уплате НДФЛ в случае получения ими дополнительных акций за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, приводят к двойному налогообложению и нарушению конституционного принципа равенства.
Суд указал, что принцип равенства не исключает возможность установления неодинаковых правовых условий для различных категорий субъектов права. Однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов (постановление от 27.04.2001 № 7-П и Определение от 14.12.2004 № 451-О).
Установив в п. 1 ст. 210 НК РФ универсальный подход к обложению НДФЛ всех доходов налогоплательщика, а в п. 19 ст. 217 НК РФ исключения из этого правила, законодатель закрепил одновременно унифицированный и дифференцированный подход к определению доходов, учитываемых при формировании объекта налогообложения и налоговой базы по НДФЛ. Такое регулирование имеет целью обеспечить одинаковый объем правовых гарантий каждому налогоплательщику и вместе с тем позволяет принимать во внимание юридически значимые объективные различия между отдельными категориями налогоплательщиков, а также конкретными видами доходов.
Конституционный суд подчеркнул, что освобождение от уплаты налогов по своей природе является льготой, представляющей собой исключение из конституционных принципов всеобщности и равенства налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (постановления Конституционного суда от 21.03.97 № 5-П, от 28.03.2000 № 5-П и от 19.06.2002 № 11-П).
В результате суд в удовлетворении жалобы отказал. Аналогичные разъяснения содержатся и в Определении Конституционного суда от 16.07.2009 № 925-О-О.
Таким образом, установление различного порядка налогообложения доходов акционеров — физических лиц в зависимости от источника для выпуска дополнительных акций не нарушает принципы равенства налогообложения.
Что касается порядка налогообложения доходов акционеров — юридических лиц, то сравнивать его с порядком налогообложения доходов акционеров — физических лиц нельзя. Ведь их доходы облагаются разными налогами. Поэтому налоговая база, ставки налога и налоговые льготы у них будут различными.