В. Денисов, С.-Петербург
Указанные документы направляются в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 84.3 Закона об АО: «Открытое общество в течение 15 дней с даты получения добровольного или обязательного предложения обязано направить указанное предложение вместе с рекомендациями совета директоров (наблюдательного совета)… всем владельцам ценных бумаг, которым оно адресовано, в порядке, предусмотрено настоящим Федеральным законом для направления сообщения о проведении общего собрания акционеров».
Данная норма сформулирована императивно. В ней указан порядок направления сообщения только предусмотренным законом способом.
Согласно Закону об АО «сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом» (абз. 3 п. 1 ст. 52).
Кроме того, норма, определяющая порядок информирования о проведении общего собрания, имеет и диспозитивную часть: «сообщение…должно быть направлено…заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества» (абз. 3 п. 1 ст. 52 Закона об АО).
Обращаем внимание, что правовое регулирование альтернативных способов информирования акционеров о проведении общего собрания изменяется с 1 января 2014 г. (см. с. 01). Поэтому норма п. 2 ст. 84.3 Закона об АО, которая ставит способ направления публичной оферты в зависимость от порядка направления сообщения о проведении общего собрания, приобретает особое значение.
Если устав предусматривает альтернативные способы информирования акционеров об общем собрании, следует руководствоваться нормой п. 2 ст. 84.3 Закона об АО: «В случае если уставом…определено печатное издание для опубликования сообщений о проведении общего собрания акционеров, добровольное или обязательное предложение и рекомендации совета директоров (наблюдательного совета)… должны быть опубликованы…в этом печатном издании в течение 15 дней с даты получения добровольного или обязательного предложения».
Процедура направления акционерам обязательного (добровольного) предложения, требования о выкупе ценных бумаг и уведомления о наличии у владельцев акций права требовать их выкупа регламентирована жестче, чем направление сообщения о проведении общего собрания. В последнем случае, напомним, допускается возможность использования только альтернативных способов извещения, предусмотренных уставом (например, публикация сообщения на сайте общества; см. с. 01).
В отношении добровольного (обязательного) предложения, требования о выкупе ценных бумаг и уведомления о наличии у владельцев ценных бумаг права требовать их выкупа указано, что они должны быть направлены заказными письмами лицам, включенным в список владельцев приобретаемых акций.
Таким образом, обществам, в уставе которых определено печатное издание для публикации сообщения о проведении общего собрания акционеров, следует использовать для направления публичной оферты как почтовую рассылку (по общему правилу заказными письмами), так и публикацию оферты в этом СМИ.
В отличие от информирования о проведении общего собрания, нормы главы XI.1 Закона об АО о способах направления публичной оферты с 1 января 2014 г. не претерпевают изменений. Таким образом, в законе образуется коллизия. Полагаем, использование сайта общества для публикации сообщения о проведении общего собрания с 1 января 2014 г. будет пользоваться большой популярностью у обществ. Наверняка многие внесут эту удобную норму в устав. Однако п. 2 ст. 84.3 Закона об АО ставит способ направления публичной оферты в зависимость именно от порядка направления сообщения о проведении общего собрания, но не от его публикации. Учитывая альтернативный способ публикации, предусмотренный абз. 3 п. 1 ст. 52 Закона об АО (см. первую полосу), две нормы не сочетаются друг с другом. Общества, закрепившие интернет-сайт общества как место публикации сообщения о проведении собрания, попадают в сложную ситуацию.
На наш взгляд, это связано с тем, что увязка способа направления оферты и сообщения о проведении собрания искусственна. В условиях, когда законодатель, изменив одну норму, «забывает» поменять другую, это может породить множество проблем.