Все суммы налогов и незначительных пеней, которые исчислялись мне налоговым органом, я уплачивала в установленные сроки и в полном объеме, указанном в налоговых уведомлениях, поступавших в мой адрес, что подтверждено документально.
В 2011 г. я получила уведомление на уплату налога на имущество физических лиц за 2010 г., в котором были учтены новые объекты недвижимости. В результате общая стоимость моего имущества составила более 500 000 руб. и для расчета налога применена ставка 1,5%. В этом же документе был начислен налог на два новых объекта за 2008 и 2009 г.,
и с учетом увеличившейся ставки 1,5% были пересчитаны в сторону увеличения суммы налога на три «старых» объекта, ранее облагавшихся налогом по ставке 0,1%. Стоимость этих трех объектов оставлена без изменений. В результате сумма к доплате составила более 35 000 руб. единовременно. Более того, на сумму, которую мне пересчитали, была начислена пеня (не за все годы перерасчета, а только за период, пока я выясняла, что за суммы появились).
Я обратилась в суд, но проиграла. Насколько действия налоговиков правомерны? Имеет ли смысл продолжать обжаловать в суде действия налоговой по перерасчету налога на мое имущество?
Виноградова Н.В.
Вынуждены вас огорчить. Действия налоговиков в рассматриваемой ситуации правомерны, и у вас нет шансов выиграть спор в суде. Поясним подробнее.
Вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируются Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Собственники квартир и гаражей относятся к лицам, которые являются плательщиками данного налога (п. 1 ст. 1, п. 2 и 5 ст. 2 Закона № 2003-1). Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стои
мости объектов налогообложения (п. 1 ст. 3 Закона № 2003-1). При этом под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по налогу на имущество физических лиц (п. 3 инструкции МНС России от 02.11.99 № 54 «По применению Закона Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“», далее — Инструкция № 54).
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1) исходя из данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1 в редакции, действовавшей до 2014 г.). Сведения, необходимые для исчисления налога, они получают от Россреестра и БТИ на основании ст. 85 НК РФ (письмо Минфина России от 12.10.2011 № 03-05-06-01/71). Следовательно, если данные об инвентаризационной стоимости новой квартиры и гаража налоговикам предоставлены не были, они не имели возможности исчислить налог по этим объектам, несмотря на то что у них была информация о том, что вы являетесь собственником этих объектов. При этом неисчисление налога инспекцией не освобождает лиц, имеющих в собственности имущество, признаваемое объектами налогообложения, от обязанности по уплате налога в отношении этих объектов (решение Верховного суда РФ от 22.06.2012 № АКПИ12-782).
Согласно п. 10 ст. 5 Закона № 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления. Перерасчет суммы налога тоже допускается не более чем за три года (п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1). Аналогичное положение содержится и в п. 24 Инструкции № 54. Верховный суд РФ в своем решении от 22.06.2012 № АКПИ12-782 указал, что содержащееся в п. 24 Инструкции № 54 правило о пересмотре неправильно произведенного обложения за три предшествующих года полностью соответствует положениям Закона № 2003-1. Таким образом, получив данные об инвентаризационной стоимости новой квартиры и гаража, налоговики в 2011 г. правомерно начислили налог по этим объектам за 2008, 2009 и 2010 г. В связи с получением данных о новых объектах, суммарная инвентаризационная стоимость принадлежащей вам недвижимости увеличилась. Поэтому у налоговиков были все основания для того, чтобы пересчитать налоговую базу за 2008 и 2009 г. по трем «старым» квартирам.
Суды согласны с тем, что при неверном расчете налога налоговые органы вправе пересчитать его за три предшествующих года, и налогоплательщик должен произвести доплату, несмотря на то что он уплачивал за эти годы налог в полном объеме на основании налоговых уведомлений (апелляционное Определение Московского областного суда от 12.03.2013 № 33-5767/2013). При этом тот факт, что начисленная сумма налога оказалась значительной и ее единовременная уплата приведет к существенному ухудшению материального положения налогоплательщика, не может служить основанием для его неуплаты (апелляционное Определение Самарского областного суда от 27.11.2012 № 33-10848).
Если единовременная уплата налога представляется затруднительной, вы можете обратиться в налоговый орган за предоставлением рассрочки или отсрочки по уплате налога (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ). Такая отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена физическому лицу на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). При этом на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ).
Для предоставления отсрочки (рассрочки) в налоговый орган нужно представить заявление (рекомендуемый образец приведен в приложении 1 к Порядку изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@) и документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ. Кроме того, надо приложить сведения об имеющемся у вас движимом и недвижимом имуществе (п. 5.1 ст. 64 НК РФ).
Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении принимается налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления.