Гражданам Республики Казахстан с 1 января 2012 г. для работы на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу. Однако это правило однозначно действует только при заключении трудового договора. Если с гражданином Казахстана заключается гражданско-правовой договор (договор подряда), работодателю для избежания довольно внушительного административного штрафа необходимо потребовать от иностранца разрешение на работу.
Трудоустройство Граждан казахстана разрешения не требует
Правила, регулирующие правовое положение иностранных работников в России, установлены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ). Этот Закон предъявляет обязательные требования как к работодателям, заключающим трудовые (гражданско-правовые) договоры с иностранными работниками, так и к самим работникам.
По общему правилу, установленному Законом № 115-ФЗ, для приема на работу иностранного работника, прибывшего в Россию в порядке, требующем получения визы, работодатель должен получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Но такого требования закон не предъявляет к работодателям, принимающим на работу «безвизового» иностранца (п. 9 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ). Но и в том, и в другом случае самому иностранному работнику для легальной трудовой деятельности на территории России требуется получить разрешение на работу.
Редакция Закона № 115-ФЗ от 01.01.2014 дополнена положениями, устанавливающими особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан, обучающимися в Российской Федерации по очной форме обучения. Так, иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу. Разрешение на работу выдается иностранцу федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления этого иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу. Отказ в приеме от иностранного гражданина заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления необходимых документов (п. 1, 2, 8 ст. 13.4 Закона № 115-ФЗ). На основании этих норм нет поводов для отказа в выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, который является аспирантом-очником российского вуза.
Но в данной ситуации есть еще один вопрос, заслуживающий внимания. Для граждан Республики Казахстан и Республики Беларусь в отношении трудовой деятельности на территории России установлены специальные правила. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 № 186-ФЗ «О ратификации соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» (далее — Соглашение) и устанавливает, что деятельность, связанная с привлечением трудящихся-мигрантов, осуществляется работодателями государства трудоустройства без учета ограничений по защите национального рынка труда, а трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств Сторон (ст. 3 Соглашения).
Это Соглашение вступило в силу 1 января 2012 г. (решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 9). Поэтому для заключения трудового договора с российским работодателем гражданин Казахстана не должен получать разрешение на работу.
Договор подряда с иностранцем не равен трудовому договору
Однако в ситуации, указанной в вопросе, с иностранцем планируется заключить не трудовой, а гражданско-правовой договор.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Но Соглашение дает иное определение трудовой деятельности: трудовая деятельность трудящегося-мигранта, осуществляемая им на территории государства трудоустройства в соответствии с его законодательством на основании трудового договора (ст. 1 Соглашения). Про гражданско-правовой договор в определении трудовой деятельности ничего не говорится.
Отсюда следует, что деятельность, осуществляемая иностранцем на основании гражданско-правого договора, формально не является трудовой, соответственно, на осуществление такой деятельности требуется получить разрешение на работу. Вместе с тем из Информации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.09.2013 можно сделать вывод, что она трактует понятие трудового договора в рамках Соглашения несколько шире. Под трудовым договором понимается также и гражданско-правовой договор.
При имеющихся противоречиях в формулировках весьма велик риск привлечения к административной ответственности при заключении гражданско-правового договора с гражданином Казахстана при отсутствии у него разрешения на работу. Размер административного штрафа за привлечение к трудовой деятельности иностранца, у которого нет разрешения на работу, серьезный. В соответствии с п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за это правонарушение предусмотрен штраф в размере:
- для должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.;
- для юридических лиц — от 250 000 до 800 000 руб.
Работодателю, чтобы обезопасить себя от возможных негативных последствий, можно порекомендовать либо заключить с гражданином Казахстана трудовой договор, для которого разрешение на работу не требуется, либо заключить гражданско-правовой договор (договор подряда) после получения иностранным работником разрешения на работу.