С.А. Ефимова, Москва
Пунктом 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее — Закон № 64) установлена льгота в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Она предусматривает уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади одного объекта недвижимого имущества при одновременном соблюдении следующих условий:
1) организация является субъектом малого предпринимательства;
2) организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
3) за предшествующий налоговый период средняя численность работников организации составила не менее десяти человек, а сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника — не менее 2 млн руб.
Определяем размер выручки
В Законе № 64 не уточнено, по каким правилам нужно определять выручку от реализации товаров (работ, услуг) для целей соблюдения условий данной льготы. Каких-либо разъяснений чиновников на этот счет тоже нет.
Отметим, что в налоговом законодательстве есть схожая с рассматриваемой ситуация, когда условием представления налоговой льготы является размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), и при этом не сказано, по каким правилам она должна определяться. Это освобождение от обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ. В пункте 3 постановления от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» Пленум ВАС РФ указал, что, поскольку ст. 145 НК РФ не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения ст. 145 НК РФ надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете. Полагаем, что подход Пленума ВАС РФ применим и к рассматриваемой нами ситуации.
Итак, на наш взгляд, для целей соблюдения условий льготы, предусмотренной п. 1 ст. 4.1 Закона № 64-ФЗ, нужно определять выручку по правилам бухгалтерского учета.
Рассчитываем численность работников
Теперь разберемся, как рассчитать численность работников, чтобы определить, сколько выручки приходится на каждого работника. Из формулировки подп. 3 п. 1 ст. 4.1 Закона № 64-ФЗ следует, что в расчет нужно брать среднюю численность работников за предшествующий год. Но каким образом ее определять, не уточняется.
Порядок расчета средней численности работников установлен приказом Росстата от 28.10.2013 № 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 „Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг“, № П-2 „Сведения об инвестициях в нефинансовые активы“, № П-3 „Сведения о финансовом состоянии организации“, № П-4 „Сведения о численности и заработной плате работников“, № П-5(м) „Основные сведения о деятельности организации“». Малые предприятия при определении средней численности работников руководствуются приказом Росстата от 30.12.2014 № 739 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ „Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия“». Но он ничем не отличается от порядка, установленного приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.
Учитывая это, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника для соблюдения в 2015 г. условий применения льготы, предусмотренной п. 1 ст. 4.1 Закона № 64-ФЗ, на наш взгляд, должна рассчитывается следующим образом:
выручку от реализации товаров (работ, услуг) за 2014 г., рассчитанную по правилам бухгалтерского учета, нужно разделить на среднюю численность работников за 2014 г., определенную в порядке, установленном приказом Росстата от 28.10.2013 № 428.
Подтверждения не нужно
Теперь относительно документов, подтверждающих право на льготу. Налоговый кодекс не содержит требований о представлении вместе с декларацией документов, подтверждающих право на льготу. Но налоговики вправе истребовать такие документы в ходе проведения камеральной проверки (п. 6 ст. 88 НК РФ). Истребование документов должно осуществляться в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о предоставлении документов с указанием, какие конкретно документы нужно представить. Таким образом, прикладывать к декларации какие-либо документы, подтверждающие льготу, не нужно. В случае необходимости налоговики сами запросят необходимые им документы с указанием их перечня.