Приватизация = реализация
Любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, для целей налогообложения признается товаром (п. 3 ст. 38 НК РФ). Реализацией товаров считается передача права собственности на них на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ). При приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, происходит его возмездное отчуждение в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 1 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Таким образом, в целях налогообложения приватизация муниципального имущества является реализацией товаров.
Операции по реализации на территории РФ товаров признаются объектом налогообложения по НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Перечни не облагаемых НДС операций, а также освобожденных от обложения данным налогом, приведены в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ. Реализация муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну муниципального образования, в порядке приватизации в них не значится. Следовательно, такая реализация подлежит обложению НДС.
С налогом или без?
Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Но кто должен исчислять налог при реализации муниципального имущества физическим лицам?
Правовая позиция по данному вопросу изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16055/11. Заключается она в следующем. Комитет по управлению муниципальным имуществом не может рассматриваться в качестве организации-налогоплательщика в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом. Однако законодатель признал реализацию не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, операцией, облагаемой НДС. При этом он не установил правил, исходя из которых осуществляется налогообложение реализации такого имущества физическим лицам.
В связи с этим обязанность по перечислению суммы НДС в бюджет при реализации муниципального имущества физическим лицам возникает у комитета по управлению муниципальным имуществом применительно к правилам п. 5 ст. 173 НК РФ. Напомним, что согласно п. 5 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы названного налога.
Обратите внимание, невыставление счета-фактуры при реализации муниципального имущества физическим лицам не будет означать, что правила п. 5 ст. 173 НК РФ в такой ситуации не применяются, и у комитета по управлению муниципальным имуществом не возникает обязанности по уплате НДС. В силу всеобщности, обязательности налогообложения и равенства участников налоговых правоотношений недопустима неуплата НДС с операций по реализации муниципального имущества в зависимости от того, каким именно лицом оно приобретается. Указание в договорах стоимости имущества без НДС и невыставление физическим лицам счетов-фактур с выделенной в них суммой налога не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности у комитета по уплате НДС в бюджет, поскольку гражданско-правовые отношения сторон в обязательстве не изменяют положения налогового законодательства. В связи с этим комитет по управлению имуществом должен расчетным методом исчислить и уплатить в федеральный бюджет НДС с операций по реализации муниципального имущества в соответствии с правилами п. 5 ст. 173 НК РФ, хотя указанный орган и не признается ни плательщиком НДС, ни налоговым агентом (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13, ФАС Поволжского округа от 15.11.2013 по делу № А72-4791/2013 (Определением ВАС РФ от 15.01.2014 № ВАС‑19187/13 отказано в передаче дела на пересмотр)).
Минфин России и ФНС России также считают, что при реализации физическим лицам муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну муниципального образования, НДС исчисляют и уплачивают в бюджет органы местного самоуправления, осуществляющие операции по реализации данного имущества (письма Минфина России от 19.08.2009 № 03-07-14/88, от 25.04.2011 № 03-07-11/107, от 14.05.2012 № 03-07-11/142, от 31.05.2012 № 03-07-14/56, от 27.07.2012 № 03-07-11/198, ФНС России от 16.07.2014 № ГД‑4-3/13823@, от 13.07.2009 № ШС‑22-3/562@ (размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами органов»)).
Итак, комитет по управлению муниципальным имуществом в случае реализации физическому лицу муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего казну муниципального образования, обязан составить счет-фактуру и уплатить выделенный в нем НДС в бюджет. При этом в сфере налоговых правоотношений по НДС при реализации муниципального имущества физическим лицам комитет рассматривается как лицо, не являющееся плательщиком НДС, но обязанное перечислить налог в бюджет в случае выставления счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).