В подпункте 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ сказано, что ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Для целей подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (ст. 346.27 НК РФ).
В Налоговом кодексе не разъясняется, что следует понимать под предназначенностью транспортных средств для оказания автотранспортных услуг. В связи с этим на сегодняшний день существует две позиции по вопросу о том, какие автомобили следует включать в расчет.
Позиция 1: в расчете участвуют все транспортные средства
По мнению финансистов и налоговиков, при подсчете количества транспортных средств, дающего право на применение ЕНВД, должны учитываться все автотранспортные средства, имеющиеся на праве собственности, пользования независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, применяемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта). При этом в общее количество не входят сдаваемые в аренду транспортные средства (письма Минфина России от 21.07.2015 № 03-11-11/41907, от 18.11.2013 № 03-11-11/49499, от 03.06.2013 № 03-11-11/20192, от 20.09.2012 № 03-11-09/74, ФНС России от 20.11.2012 № ЕД-4-3/19535@).
Некоторые суды поддерживают эту позицию. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 05.12.2013 по делу № А21-775/2013 рассмотрел ситуацию, когда предпринимателю, применяющему ЕНВД, принадлежало более 20 автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров (такси). Поскольку часть автомобилей эксплуатировалась не более двух недель в налоговом периоде либо вообще не эксплуатировалась вследствие непригодности или не прохождения государственного технического осмотра, предприниматель считал, что не превысил предел численности транспортных средств, установленный подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Но суд эти доводы отклонил. Он указал, что в расчет должны включаться все автотранспортные средства, независимо от их эксплуатационного состояния, предназначенные для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, числящиеся у налогоплательщика на балансе, как используемые в хозяйственной деятельности, так и находящиеся в ремонте в течение налогового периода.
Позиция 2: учитываются транспортные средства, способные приносить доход
Другие суды считают, что при подсчете количества транспортных средств в целях определения возможности применения ЕНВД следует учитывать только те их них, которые способны реально приносить налогоплательщику потенциально возможный доход.
Приведем примеры судебных решений:
— ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 05.03.2014 по делу № А29-8986/2012 исключил из числа транспортных средств грузовые автомобили, снятые с регистрационного учета в ГИБДД, а также легковые автомобили, поскольку они не могут использоваться в деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов. Определением ВАС РФ от 02.07.2014 № ВАС-8047/14 было отказано в передаче дела на пересмотр;
— в постановлении от 11.11.2014 по делу № А29-1314/2014 АС Волго-Вятского округа не включил в число транспортных средств грузовики, которые были поставлены предпринимателем на консервацию для их подготовки к продаже, и автомобиль, не использовавшийся в деятельности по перевозке грузов из-за частых поломок;
— в постановлении от 24.06.2013 по делу № А29-8375/2012 ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу, что инспекция неправомерно учла в численности транспортных средств грузовой автомобиль, который предприниматель использовал для хозяйственных нужд, а также не зарегистрированные и снятые с регистрационного учета транспортные средства. Определением ВАС РФ от 23.09.2013 № ВАС-13220/13 отказано в передаче дела на пересмотр;
— ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 12.11.2013 по делу № А32-9500/2012 исключил из числа транспортных средств автомобили, используемые компанией для собственных хозяйственных нужд (вывоз мусора, подвоз запчастей и агрегатов).
Как видите, единого мнения о том, какие автомобили следует включать в расчет, нет. Если придерживаться позиции чиновников, у вас нет права на применение ЕНВД в отношении деятельности по перевозке грузов, поскольку число автомобилей, предназначенных для оказания таких услуг, более 20.
Если же вы не боитесь споров с проверяющими, при подсчете количества транспортных средств для целей подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ не включайте в их число автомобили, которые не могут принимать участие в деятельности по перевозке грузов (снятый с учета в ГИБДД, сломанный и используемый для хозяйственных нужд). В этом случае число автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, будет равно 19, а значит, вы вправе применять ЕНВД. Но эту позицию, учитывая мнение чиновников, наверняка придется отстаивать в суде, и не факт, что суд встанет на вашу сторону. Поэтому, прежде чем принимать такое решение, мы рекомендуем изучить судебную практику по данному вопросу, сложившуюся в вашем федеральном округе.
В заключение отметим, что если вы примете решение применять ЕНВД, при подсчете физического показателя вы будете учитывать только реально используемые в деятельности по перевозке грузов автомобили. С этим согласны и Минфин России (письмо от 17.03.2014 № 03-11-11/11347), и суды (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 № 157 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации», постановление АС Уральского округа от 24.02.2015 № Ф09-553/15 по делу № А50-7373/2014).