В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета, если такой объект выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Из текста вопроса следует, что по результатам экспертизы, проведенной независимыми специалистами, автомобиль восстановлению не подлежит. Следовательно, этот автомобиль больше не способен приносить экономические выгоды и согласно требованиям п. 29 ПБУ 6/01 должен быть списан.
В письме от 25.12.2015 № 07-01-06/76480 Минфин России разъяснил, что при обосновании списания объекта основных средств необходимо подтвердить прекращение действия хотя бы одного из установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. В рассматриваемом случае в отношении поврежденного автомобиля прекратилось действие подп. «г» п. 4 ПБУ 6/01 (объект более не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем). Подтверждением этого будет акт независимой экспертизы о невозможности восстановления автомобиля, имеющийся у организации.
Для списания основного средства приказом руководителя организации создается комиссия, которая оформляет акт на ликвидацию основного средства (п. 77, 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, далее — Методические указания по учету основных средств). Согласно Инструкции по применению плана счетов потери от порчи материальных ценностей отражаются на счете 94. Если полностью повреждено основное средство, на этот счет списывается его остаточная стоимость.
Итак, на дату составления акта о ликвидации основного средства в бухгалтерском учете нужно сделать следующие проводки:
Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
— списана первоначальная стоимость автомобиля;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— списана сумма начисленной амортизации по автомобилю;
Дебет 94 Кредит 01, субсчет «Выбытие основных средств»
— остаточная стоимость автомобиля учтена в составе потерь от порчи ценностей.
При этом оставшиеся от автомобиля запчасти, колеса, пригодные для дальнейшего использования, а также металлолом по их текущей рыночной стоимости включаются в состав материально-производственных запасов (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п. 79 Методических указаний по учету основных средств). Это отражается следующими проводками:
Дебет 10-5 Кредит 91-1
— оприходованы запчасти и колеса с поврежденного автомобиля;
Дебет 10-6 Кредит 91-1
— оприходован металлолом, оставшийся от поврежденного автомобиля.
Теперь разберемся, как отражается долг водителя. Повредив в результате ДТП автомобиль, водитель причинил предприятию убыток (реальный ущерб) (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Поскольку ДТП произошло по вине водителя, он несет полную материальную ответственность перед работодателем в размере причиненного ущерба (п. 6 ст. 243 ТК РФ). Для расчетов с работниками по операциям, не относящимся к оплате труда, предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». На нем, в частности, отражаются расчеты по возмещению работниками нанесенного материального ущерба. В Инструкции по применению плана счетов сказано, что на счет 73 со счета 94 относятся суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц в размерах и величинах, принятых на учет по дебету счета 94.
Размер ущерба, нанесенного работником, определяется работодателем по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246, 247 ТК РФ). На дату принятия работодателем решения о возмещении ущерба водителем в бухгалтерском учете делается проводка:
Дебет 73 Кредит 94
— учтена задолженность водителя по возмещению ущерба в размере остаточной стоимости поврежденного автомобиля.
Отметим, что эта задолженность будет числиться на счете 73 и после увольнения водителя, поскольку она является его заложенностью как работника организации.
Так как сумма возмещаемого водителем ущерба равна остаточной стоимости поврежденного автомобиля, у организации не возникает в связи с таким возмещением ни доходов, ни расходов.
При поступлении денежных средств от водителя в возмещение ущерба делается проводка:
Дебет 51 (50) Кредит 73
— погашена задолженность водителя по возмещению ущерба.
В налоговом учете сумма возмещения водителем нанесенного ущерба включается в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ на дату вступления в силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). Остаточная стоимость поврежденного в ДТП автомобиля учитывается в составе внереализационных расходов на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ на дату подписания комиссией акта о ликвидации основного средства (письмо Минфина России от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454).
Поскольку в бухгалтерском учете доходов и расходов в связи со списанием остаточной стоимости автомобиля и возмещением водителем ущерба нет, а в налоговом учете они есть, в бухгалтерском учете возникают постоянные разницы (п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»), которые приводят к формированию постоянных налоговых обязательств (ПНО) и постоянных налоговых активов (ПНА).
Так, на дату признания в составе внереализационных расходов остаточной стоимости поврежденного автомобиля возникает ПНА (п. 7 ПБУ 18/02):
Дебет 68 Кредит 99
— сформирован ПНА.
На дату признания суммы возмещаемого водителем ущерба в составе внереализационных доходов у предприятия появляется ПНО (п. 7 ПБУ 18/02):
Дебет 99 Кредит 68
— сформировано ПНО.
Рыночная стоимость оставшихся от автомобиля запчастей, колес, металлолома включается в состав внереализационных доходов на дату подписания комиссией акта о ликвидации основного средства (п. 13 ст. 250, п. 5, 6 ст. 274 НК РФ, письмо Минфина России от 10.08.2012 № 03-03-06/1/400). Информация о рыночных ценах должна быть подтверждена документально или путем проведения независимой оценки (п. 8 ст. 250 НК РФ).