Из положений п. 1 ст. 256 НК РФ следует, что одним из условий включения основного средства в состав амортизируемого имущества является его использование для извлечения дохода. Поскольку пришедшее в негодность в результате пожара основное средство этому критерию не удовлетворяет, его необходимо исключить из состава амортизируемого имущества. Возникает вопрос: на основании какой нормы Налогового кодекса можно учесть в расходах стоимость основного средства, пострадавшего при пожаре?
Подпунктом 6 п. 2 ст. 265 НК РФ установлено, что потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, в том числе затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, включаются в состав внереализационных расходов. В Налоговом кодексе не конкретизировано, что понимается под потерями от пожара.
Минфин России в письме от 29.12.2015 № 03-03-06/1/77005 разъяснил, что к потерям от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации. Поскольку основное средство является амортизируемым имуществом, часть его стоимости к моменту пожара уже была списана в расходы посредством начисления амортизации. В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
Исходя из вышесказанного, финансисты пришли к выводу, что на основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов может быть учтена остаточная стоимость пришедших в негодность вследствие пожара объектов основных средств, определенная по данным налогового учета.
Специалисты финансового ведомства указали также, что потери от пожара отражаются в составе расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они документально подтверждены. При этом документальным подтверждением материальных потерь от пожара являются:
-
справка Государственной противопожарной службы МЧС России;
-
протокол осмотра места происшествия;
-
акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания;
-
акт инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.
В указанном письме также отмечено, что факт отсутствия виновных лиц подтверждается справкой о прекращении уголовного дела. Из сказанного финансистами непонятно, обязательно ли для признания потерь от пожара наличие справки об отсутствии виновных лиц и нужно ли дожидаться ее получения, чтобы иметь возможность включить потери от пожара в состав внереализационных расходов.
Отметим, что требование о документальном подтверждении отсутствия виновных лиц содержится в подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, регулирующем порядок учета в расходах потерь в виде недостач материальных ценностей и убытков от хищений. Но потери от пожара учитываются в расходах на основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ. А в этой норме нет указаний о необходимости документального подтверждения факта отсутствия виновных лиц.
Финансисты допускают возможность учета в составе расходов на основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ потерь от пожаров, компенсируемых виновными лицами. Так, из письма Минфина России от 24.09.2007 № 03-03-06/1/691 следует, что при наличии виновных лиц материальные потери от пожара учитываются в составе внереализационных расходов на основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ (при наличии документов, подтверждающих такие потери), а суммы возмещения ущерба от пожара включаются в состав внереализационных доходов согласно п. 3 ст. 250 НК РФ.
Обратите внимание, что материальные потери от пожара должны учитываться в расходах в том отчетном (налоговом) периоде, когда они произошли, независимо от того, когда было получено их возмещение от виновного лица. Это подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.2013 по делу № А42-6818/2012 (Определением ВАС РФ от 12.12.2013 № ВАС-17808/13 отказано в передаче дела на пересмотр). В этом деле суд рассмотрел ситуацию, когда организация понесла потери от аварии в 2008 г., а учла их в составе расходов только в 2010 г., в момент получения возмещения ущерба от виновного лица. Суд указал, что потери организация должна была учесть в расходах в 2008 г. Поскольку включение в состав расходов потерь от пожара и от аварий осуществляется на основании одной и той же нормы Налогового кодекса — подп. 6 п. 2 ст. 265, выводы, сделанные в постановлении, в полной мере применимы и к признанию материальных потерь от пожара.
Итак, из вышесказанного следует, что для признания потерь от пожара не нужно ждать, будут ли обнаружены виновные в пожаре лица, а также возместят они нанесенный ущерб или нет. А значит, для учета таких потерь в расходах справка об отсутствии виновных лиц не нужна. Следовательно, остаточную стоимость пришедших в негодность вследствие пожара объектов основных средств нужно включить в состав внереализационных расходов в момент сбора всех документов, подтверждающих факт пожара и материальные потери от него.