Федеральным законом от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) предусмотрено два вида выплат членам совета директоров и ревизионной комиссии: вознаграждение и компенсация расходов, связанных с исполнением ими своих функций (п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 85 Закона об АО).
От обложения страховыми взносами освобождена компенсация расходов членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее — Закон № 212-ФЗ). Про вознаграждение данным лицам за выполнение ими возложенных на них обязанностей в ст. 9 Закона № 212-ФЗ ничего не сказано.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). Вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии выплачивается на основании решения общего собрания акционеров, а не трудовых или гражданско-правовых договоров (п. 2 ст. 64, п. 1 ст. 85 Закона об АО). Возникает вопрос: нужно ли облагать страховыми взносами такое вознаграждение?
Позиция Минтруда России по данному вопросу заключается в том, что вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии страховыми взносами не облагается (письма от 30.05.2016 № 17-4/В-211, от 11.04.2016 № 17-3/В-147, от 07.05.2015 № 17-3/В-234, от 02.04.2015 № 17-4/В-163, от 22.08.2014 № 17-3/В-400, от 26.03.2014 № 17-4/ООГ-200). Аргументируется это тем, что вознаграждение выплачивается за рамками трудовых и гражданско-правовых договоров. Члены совета директоров не подчиняются генеральному директору, а должности членов ревизионной комиссии являются выборными. Поэтому отношения между ними и обществом не являются трудовыми. Нельзя рассматривать их и как отношения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Дело в том, что АО не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии. Этот вопрос находится в компетенции общего собрания, которое вправе принять решение не выплачивать вознаграждение. Ведь в п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 85 Закона об АО сказано, что по решению общего собрания вознаграждение может выплачиваться.
Между тем Конституционный суд РФ имеет на этот счет иное мнение. В Определении от 06.06.2016 № 1170-О он пришел к неутешительному выводу: вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии АО подлежит обложению страховыми взносами.
В деле, рассмотренном Конституционным судом, компания оспаривала конституционность положений ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, поскольку они допускают возможность включения в объект обложения страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии, которые выплачиваются на основании решения общего собрания АО, а не по трудовым или гражданско-правовым договорам.
Суд указал, что отношения членов совета директоров и ревизионной комиссии с АО в полной мере подпадают под гражданско-правовое регулирование. Так, предметом гражданского законодательства являются в том числе отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (п. 1 ст. 2 ГК РФ). К корпоративным относятся организации, в которых высшим органом является общее собрание их участников (п. 1 ст. 65.1, п. 1 ст. 65.3 ГК РФ). Следовательно, АО с точки зрения гражданского законодательства считается корпорацией.
В корпорации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность ее исполнительных органов и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). Совет директоров и ревизионная комиссия как раз являются такими коллегиальными органами.
Давая согласие на избрание в соответствующий орган общества, члены совета директоров и ревизионной комиссии тем самым берут на себя обязанности по управлению и (или) контролю за обществом. За эту деятельность они могут получать вознаграждение по решению общего собрания акционеров. То есть фактически речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии.
Таким образом, вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии за выполнение возложенных на них обязанностей включается в объект обложения страховыми взносами. При этом не важно, есть ли между ними и обществом договор с условием выплаты вознаграждения или нет. Обложение одной и той же выплаты страховыми взносами не может ставиться в зависимость от формального критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), поскольку это приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства.