Требование постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений содержится в п. 1 ст. 83 НК РФ. Понятие обособленного подразделения приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Им считается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В Налоговом кодексе не сказано, что следует считать оборудованным рабочим местом. Поскольку в месте нахождения заказчика работники подрядчика фактически выполняют свои трудовые обязанности, возникает вопрос: появляются ли у подрядчика оборудованные рабочие места?
Понятие рабочего места приведено в ст. 209 ТК РФ. Им является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Минфин России в письме от 14.06.2016 № 03-02-07/1/36019 со ссылкой на арбитражную практику (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А) разъяснил, что оборудованием рабочего места считается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Минфина России от 13.11.2015 № 03-02-07/1/65879.
Из сказанного финансистами следует, что у организации появляются оборудованные рабочие места по адресу проведения работ, если:
1) она создала все условия, необходимые для выполнения работ своими сотрудниками;
2) работники в месте проведения работ выполняют свои трудовые обязанности;
3) рабочие места, где трудятся работники организации, находятся под ее контролем.
Финансисты не дали никаких разъяснений относительно того, что свидетельствует о контроле над рабочим местом. Чтобы разобраться с этим, проанализируем арбитражную практику.
АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 11.06.2015 № Ф04-20325/2015 разъяснил, что контроль над рабочим местом предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению местом, где осуществляются работы. А доказательством создания обособленного подразделения может являться в том числе договор аренды помещения, в котором осуществляется деятельность командированных работников.
В этом деле подрядчик выполнял на территории заказчика работы с помощью собственной специальной и строительно-монтажной техники и автотранспорта. По условиям договора в обязанности подрядчика входило: своевременное предоставление заявленной заказчиком техники в технически исправном и действующем состоянии; предоставление для управления и технической эксплуатации техники квалифицированного экипажа, члены которого имеют документы, разрешающие осуществлять управление данной техникой; оплата за свой счет труда членов экипажа. В свою очередь заказчик принял на себя обязательства: использовать технику по прямому назначению, в соответствии с технической документацией; обеспечивать сотрудников (экипаж) подрядчика специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, трехразовым комплексным горячим питанием, временным жильем; утилизировать отходы, возникшие при работе подрядчика.
Проанализировав договор, суд пришел к выводу, что все условия для работы командированных сотрудников подрядчика обеспечивал заказчик. Подрядчик не арендовал на территории заказчика рабочие места — помещения и прочее имущество. Следовательно, эти рабочие места подконтрольны именно заказчику. И поскольку сам подрядчик не создает стационарных рабочих мест, у него не образуется обособленное подразделение.
О том, что доказательством создания обособленного подразделения может являться в том числе договор аренды помещения (территории), где расположены рабочие места, говорится и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 26.11.2015 № Ф08-8648/2015. В этом деле тоже рассматривалась ситуация, когда подрядчик выполнял работы на территории заказчика. Отвергая доводы налоговиков о создании подрядчиком обособленного подразделения, суд указал, что в соответствии с условиями заключенного договора работы проводились на территории заказчика и под его контролем. В договоре оговаривались правила нахождения работников подрядчика на территории заказчика, порядок использования имущества заказчика для выполнения подрядных работ. Допуск работников подрядчика к работе осуществлялся на основе временных пропусков, выдаваемых заказчиком.
АС Северо-Западного округа в постановлении от 27.05.2015 № Ф07-2939/2015 поддержал доводы подрядчика о том, что поскольку на строительной площадке отсутствует принадлежащее ему имущество, арендные и коммунальные платежи им не осуществлялись, то при строительстве объекта стационарные рабочие места им не созданы.
Таким образом, из анализа арбитражной практики следует, что для того, чтобы контролировать рабочие места в месте проведения работ, подрядчик должен владеть правами на помещение (территорию), где расположены эти рабочие места. Если таких прав нет, то обособленное подразделение не возникает. При этом не важны ни срок выполнения работ, ни длительность нахождения работников подрядчика в месте их проведения.