Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ежегодно не позднее 1 апреля обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Такие сведения подаются в виде справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (утверждена приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@). Однако данные из этих справок в карточку расчетов с бюджетом, которая ведется в инспекции в отношении каждого налогового агента, не вносятся. Это следует из п. 1 раздела IX «Отражение в карточке „РСБ“ состояния расчетов с бюджетом» Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом местного уровня», утвержденных приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее — Единые требования к информационному ресурсу). В нем сказано, что начисления по НДФЛ, удерживаемому организациями — налоговыми агентами с физических лиц, в карточке расчетов с бюджетом осуществляются только на основании решений налогового органа по результатам налоговых проверок.
Обратите внимание, что камеральные проверки справок 2-НДФЛ налоговым органом не проводятся. Так, в деле, рассмотренном АС Центрального округа в постановлении от 29.09.2015 № Ф10-2699/2015, у организации в ходе выездной проверки было выявлено неполное и несвоевременное перечисление в бюджет исчисленного и удержанного НДФЛ. Организация посчитала, что налоговики должны были установить данный факт при проведении проверки представленных справок 2-НДФЛ и направить ей требование об уплате налога. Но суд указал, что данные, содержащиеся в справках 2-НДФЛ, не содержат всех необходимых для выставления требования об уплате налога сведений. В частности, в них нет дат фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, дат фактической выплаты дохода, дат и сумм частичного перечисления налога в бюджет, необходимых для определения периода просрочки налоговым агентом исполнения своей обязанности. Суд также отметил, что из анализа положений ст. 88 НК РФ не следует, что налоговый орган обязан проводить камеральные проверки справок 2-НДФЛ.
Итак, начисления НДФЛ в карточке расчетов с бюджетом производятся налоговиками только по результатам выездных налоговых проверок. При этом в карточку заносятся лишь суммы, которые были удержаны налоговым агентом с доходов физических лиц. Если же доход был выплачен, но налог не удержан, данные о неудержанном налоге, выявленные в ходе выездной проверки, в карточку не вносятся, поскольку у налогового органа отсутствуют правовые основания для взыскания с налогового агента за счет его средств не удержанного с физических лиц НДФЛ (письмо ФНС России от 04.08.2015 № ЕД-4-2/13600).
Таким образом, налоговики сверку уплаты НДФЛ с данными справок 2-НДФЛ не проводят. Сведения из этих справок они используют при выездных проверках и для контроля данных, отраженных в расчетах по форме 6-НДФЛ (контрольные соотношения 3.1—3.4 к форме 6-НДФЛ, направлены письмом ФНС России от 10.03.2016 № БС-4-11/3852@).
Теперь разберемся, почему в справке о состоянии расчетов по налогам инспекция показывает только уплаченную сумму налога. Эта справка формируется по данным информационных ресурсов налоговой инспекции на конкретную дату, указанную в запросе налогоплательщика или налогового агента (п. 1 Порядка заполнения формы справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, утвержденного приказом ФНС России от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@). В графе 4 справки показывается состояние расчетов по налогу (положительное или отрицательное сальдо расчетов). Отрицательное сальдо образуется, если сумма начислений с учетом входящего сальдо превышает сумму уплаты налога. Если же сумма начислений с учетом входящего сальдо меньше суммы поступлений, появляется положительное сальдо. В отношении НДФЛ сумма отрицательного сальдо определяется только при неуплате денежных средств, начисленных по решению налогового органа по результатам налоговых проверок (п. 1 раздела IX Единых требований к информационному ресурсу). Следовательно, при отсутствии доначислений по результатам проверок налоговики могут указать в справке только данные об уплаченных суммах налога, поступивших в бюджет (положительное сальдо расчетов).
Если налоговый агент хочет провести сверку расчетов по НДФЛ, он должен обратиться в налоговый орган по месту своего учета с заявлением о проведении сверки (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Поскольку его форма не установлена, оно может быть составлено в произвольном виде. Порядок проведения сверки изложен в разделе 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Его суть заключается в следующем: после получения заявления налоговый орган формирует акт сверки на основании имеющихся у него данных и передает этот акт налоговому агенту. Налоговый агент сверяет данные в акте со своими. Если расхождений нет, на акте ставятся подписи налогового агента и инспектора и сверка считается законченной. Если выявлены расхождения данных в акте с имеющимися у налогового агента, инспектор осуществляет сверку расчетов налогового агента по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогового агента для устранения причины возникновения разногласий. По ее результатам оформляется новый акт, который подписывается со стороны инспекции и налогового агента.