Унифицированная форма закупочного акта (форма № ОП-5) была утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Она предназначена для использования при закупке продуктов у населения, составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки и подписывается продавцом и покупателем. Один экземпляр остается у продавца, а другой — у покупателя.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) формы первичных учетных документов определяет руководитель организации. А унифицированные формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм, больше не являются обязательными к применению (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Следовательно, организация вправе разработать на основе унифицированной формы № ОП-5 собственную форму первичного документа, который применяется ей при закупке продуктов у населения. Он должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете, а именно:
1) наименование документа;
2) дату составления документа;
3) наименование компании, составившей документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, и ответственного (ответственных) за ее оформление;
7) подписи вышеуказанных лиц.
Теперь разберемся с вопросом, можно ли объединить в одном акте закупку молока у граждан одного населенного пункта.
Первичным документом должен оформляться каждый факт хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Закона о бухучете). Им считается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение организации, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона о бухучете).
Сделки юридических лиц с гражданами должны совершаться в простой письменной форме (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). Сделка по приобретению молока у граждан представляет собой договор купли-продажи (п. 1 ст. 454 ГК РФ). В письме от 04.08.2014 № 03-04-06/38361 Минфин России разъяснил, что при покупке продукции у населения организация должна самостоятельно решить вопрос, составлять ли договор купли-продажи или использовать закупочный акт. В последнем помимо наименования закупаемой продукции, количества, единицы измерения, цены и суммы товара, места закупки должны быть указаны должность и фамилия лица — представителя организации, а также сведения о продавце (паспортные данные и адрес места жительства физического лица).
Из сказанного Минфином России следует, что закупочный акт исполняет роль договора купли-продажи. Приобретая молоко у конкретного гражданина, компания заключает сделку купли-продажи именно с ним, независимо от покупки молока у других граждан. Следовательно, такая сделка является двухсторонней, а не многосторонней. Таким образом, покупая молоко у граждан одного населенного пункта, компания с каждым из них заключает отдельную сделку купли-продажи, оформляемую либо отдельным договором, либо отдельным закупочным актом. Исходя из этого, на наш взгляд, объединить закупку молока у граждан одного населенного пункта в один закупочный лист нельзя.
Что касается НДФЛ, то при приобретении молока у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, компания налоговым агентом по данному налогу не является. Дело в том, что продукция подсобного хозяйства считается личной собственностью граждан, ведущих такое хозяйство (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). По доходам, полученным от продажи собственного имущества, граждане самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). А согласно п. 2 ст. 226 НК РФ организации не признаются налоговыми агентами по выплачиваемым ими доходам, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со ст. 228 НК РФ (письма Минфина России от 27.02.2013 № 03-04-06/5607, от 11.04.2012 № 03-04-05/3-484).
Поскольку компания налоговым агентом не является, ей не нужно собирать справки от администраций населенных пунктов о наличии у граждан личного подсобного хозяйства. Эти справки нужны самим гражданам с целью освобождения доходов от продажи молока от налогообложения на основании п. 13 ст. 217 НК РФ.