В своих письмах Минфин России неоднократно разъяснял, что для учета затрат на перелет командированного сотрудника в составе расходов при расчете налога на прибыль необходим не только билет, но и посадочный талон (письма от 09.01.2017 № 03-03-06/1/80056, от 09.09.2016 № 03-03-06/1/52901, от 01.09.2016 № 03-03-07/50992). Объясняют это финансисты следующим образом.
В целях налогообложения произведенные компанией расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Для осуществления полета перевозчик проводит регистрацию пассажиров, которая осуществляется на основании билета (п. 77, 82 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, далее — Правила авиаперевозок). При регистрации на рейс пассажир получает посадочный талон, в котором указываются его инициалы и фамилия, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Правил авиаперевозок).
Таким образом, документальным подтверждением расходов на проезд в командировку и обратно будут авиабилет и посадочный талон. А если билет приобретался в электронной форме — маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) и посадочный талон.
Обратите внимание, что авиабилет лишь удостоверяет заключение договора воздушной перевозки (п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ). То есть это аналог договора. При покупке билета в документарной форме пассажиру выдается чек ККТ или бланк строгой отчетности, подтверждающий оплату перевозки (п. 2 приказа Минтранса России от 29.01.2008 № 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации»). Если билет приобретен в электронном виде, пассажир получает на руки маршрут/квитанцию электронного пассажирского билета, которая применяется для осуществления расчетов без применения ККТ (п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»). Следовательно, ни авиабилет, ни маршрут/квитанция не свидетельствуют о фактическом оказании услуги перевозки. Таким документом будет только посадочный талон.
В письме от 06.06.2017 № 03-03-06/1/35214 Минфин России разъяснил, что посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать отметку, подтверждающую факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. По мнению финансистов, такой отметкой является штамп о досмотре.
Отметим, что предполетный досмотр пассажиров проводится в целях обеспечения безопасности полета (п. 1 ст. 85 Воздушного кодекса РФ). При отказе пассажира от досмотра договор воздушной перевозки с ним считается расторгнутым (п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса РФ). Следовательно, без досмотра полет невозможен.
Суды согласны с тем, что факт подтверждения авиаперелета доказывается посадочными талонами с соответствующими печатями (штампами) и маршрутной квитанцией электронного билета (постановления АС Поволжского округа от 08.07.2016 № Ф06-1823/2015, Уральского округа от 20.05.2015 № Ф09-3113/15).
Но как быть в случае, если штампа о досмотре нет? В упомянутом письме от 06.06.2017 № 03-03-06/1/35214 специалисты финансового ведомства указали, что при отсутствии штампа о досмотре (в том числе на распечатанном электронном посадочном талоне) факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки необходимо подтвердить иным способом.
Что это за способ, финансисты не разъяснили. На наш взгляд, подтвердить перелет можно справкой, выданной авиаперевозчиком или его представителем. Ранее Минфин России указывал, что доказательством потребления услуги воздушной перевозки является справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем (письма от 18.05.2015 № 03-03-06/2/28296, от 07.06.2013 № 03-03-07/21187, от 27.02.2012 № 03-03-07/6, от 13.01.2012 № 03-03-06/1/11, от 21.09.2011 № 03-03-07/33). И хотя эти разъяснения финансисты давали для случая утраты посадочного талона, они применимы и в рассматриваемой ситуации. Ведь отсутствие штампа о досмотре, так же как и потеря посадочного талона, означает, что у компании нет документа, подтверждающего факт перевозки.
Обратите внимание: справка — это не единственный документ, которым можно подтвердить перелет. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ для документального обоснования расходов могут использоваться документы, косвенно подтверждающие произведенные компанией расходы (в том числе приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе). Об этом сказано в письме Минфина России от 02.04.2014 № 03-03-РЗ/14597, в котором рассматривался вопрос документального обоснования расходов при утрате контрольного купона электронного железнодорожного билета.
Такого же мнения придерживаются суды. Так, АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 22.11.2016 № Ф08-8691/2016 указал, что факт перелета можно обосновать другими документами, удостоверяющими пребывание работников в командировке: авансовыми отчетами, счетами на оплату гостиничных услуг, электронными авиабилетами, служебными записками. А ФАС Уральского округа в постановлении от 17.06.2014 № Ф09-3145/14 отметил, что посадочный талон не утвержден в качестве обязательного документа для подтверждения обоснованности командировочных расходов. Поэтому при его отсутствии документами, доказывающими произведенные расходы, могут являться маршрут/квитанция, чек или другой документ об оплате перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности (постановление).