Уплата НДФЛ по обособленным подразделениям
Порядок уплаты НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, прописан в п. 7 ст. 226 НК РФ. Согласно этой норме перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет нужно как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. При этом по месту обособленного подразделения уплачивается налог, удержанный с доходов работников обособленного подразделения и выплат по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением от имени организации.
В письме от 12.03.2014 № БС-4-11/4431@ ФНС России разъяснила, что по каждому обособленному подразделению оформляются отдельные платежные поручения с указанием присвоенного ему КПП и соответствующего кода муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.
Поскольку в ситуации, описанной в вопросе, организация перечислила НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения в бюджет муниципального образования по месту нахождения головного офиса, она нарушила требования законодательства. Однако это не означает, что обязанность по перечислению удержанного налога в бюджет ей не выполнена.
Исполнение обязанности по уплате налога в бюджет
Организации, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо получило доход, признаются налоговыми агентами по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком (п. 4 ст. 24 НК РФ). Согласно подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Таким образом, для того чтобы обязанность налогового агента по перечислению налога считалась исполненной, необходимо, чтобы в платежном поручении был указан правильный счет Федерального казначейства и на счету налогового агента были денежные средства, необходимые для осуществления платежа.
Из текста вопроса можно сделать вывод, что счет Федерального казначейства в платежном поручении на перечисление НДФЛ указан правильно и что единственной ошибкой является неверный код ОКАТО. Перечень случаев, когда обязанность по уплате налога не считается исполненной, приведен в п. 4 ст. 45 НК РФ. Неверное указание в платежке кода ОКАТО в нем не значится. Следовательно, обязанность компании по перечислению удержанного налога в бюджет является выполненной.
Суды это подтверждают. Так, в постановлении от 23.07.2013 № 784/13 Президиум ВАС РФ рассмотрел аналогичную ситуацию, когда компания ошибочно указала в платежке на перечисление НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения код ОКАТО по месту нахождения головной организации. Высшие арбитры разъяснили, что, поскольку в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, поступила в бюджетную систему РФ, налог, исходя из смысла ст. 45 НК РФ, считается уплаченным. К такому же заключению пришел Верховный суд РФ в Определении от 10.03.2015 № 305-КГ15-157. А в постановлении от 14.05.2018 № Ф05-5361/18 АС Московского округа отметил, что все поступления в виде уплаты налогов зачисляются на счета органов Федерального казначейства и уже после распределяются между бюджетами соответствующих уровней. Поэтому даже в случае неправильного указания кода ОКАТО суммы налога считаются зачисленными в бюджет.
ФНС России согласна с вышеуказанной позицией судов (письмо от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852).
Нет недоимки — нет штрафа и пеней
Налоговым правонарушением признаются те действия налогоплательщика, за которые Налоговым кодексом предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). В списке налоговых правонарушений, приведенном в главе 16 НК РФ, нет ответственности за нарушение налоговым агентом порядка перечисления в бюджет удержанного НДФЛ. В нем есть только штраф за несвоевременное неудержание и (или) неперечисление налога в бюджет (ст. 123 НК РФ). Но эта статья в нашем случае неприменима, поскольку удержанный налог был полностью перечислен в бюджет. ВАС РФ и чиновники это подтверждают (постановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08, от 23.08.2005 № 645/05, письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852). Таким образом, штрафные санкции за перечисление НДФЛ, удержанного с работников обособленного подразделения, в муниципальный бюджет по месту нахождения головного офиса компании не грозят.
Пеней у компании тоже не будет. Ведь они начисляются на сумму недоимки (п. 4 ст. 75 НК РФ). А как мы уже выяснили выше, никакой недоимки в связи перечислением НДФЛ не в тот бюджет у компании нет. С тем, что пени не начисляются, согласны и чиновники, и суды (письма Минфина России от 10.10.2014 № 03-04-06/51010, ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852, от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@, постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13, ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12, Северо-Западного округа от 14.03.2011 по делу № А05-4762/2010).
Нужно ли уточнять платеж
В пункте 7 ст. 45 НК РФ сказано, что при обнаружении ошибки в платежном поручении, не повлекшей неперечисление налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить платеж. Таким образом, подача уточнения является правом, а не обязанностью компании.
На наш взгляд, уточнение лучше подать. Ведь, как сказано в письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа.
Если компания не уточнит платеж, налоговый орган при выявлении им факта перечисления компанией налога не в тот муниципальный бюджет должен самостоятельно принять решение об уточнении платежа и представить соответствующее уведомление в орган Федерального казначейства (постановление АС Московского округа от 14.05.2018 № Ф05-5361/18).