Полученные от игроков денежные средства являются доходом, который подлежит обложению налогом на прибыль. Поскольку разработка и распространение программ для ЭВМ является видом деятельности организации, плата пользователей за передачу им улучшений и дополнительных возможностей в игре признается доходом от реализации. А вот что касается НДС, то необходимость его начисления зависит от того, как оформлена передача улучшений и дополнительных возможностей. Если она осуществляется в рамках лицензионного договора на программу, начислять НДС не нужно. Если же передача происходит вне рамок такого договора, НДС следует уплатить. Расскажем подробнее.
Когда налога не будет
Программа для ЭВМ относится к результатам интеллектуальной деятельности, охраняемым законом (подп. 2 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Исключительные права на нее принадлежат ее разработчикам (п. 3, 4 ст. 1228 ГК РФ). Скачивая программу, пользователи не приобретают на нее исключительные права, а лишь получают право пользования программой, определенное лицензионным договором (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).
Передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности (в том числе программы для ЭВМ) на основании лицензионного договора освобождена от обложения НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Разъясняя порядок применения данной нормы, ФНС России в письме от 05.06.2015 № ГД-4-3/9734@ указала следующее. Поскольку Налоговым кодексом понятие лицензионного договора не установлено, его нужно использовать в том значении, которое определено нормами гражданского законодательства. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). В связи с этим вопросы отнесения денежных средств, получаемых при реализации дополнительного функционала онлайн-игр в интернете, к платежам, взимаемым за оказание дополнительных услуг либо за право на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора, следует решать с учетом особенностей каждой конкретной хозяйственной ситуации.
Из сказанного налоговиками следует, что передача игрокам дополнительных возможностей в игре освобождается от НДС, только если из условий соглашения с пользователем следует, что такая передача осуществляется в рамках лицензионного договора.
Смешанное соглашение
Заключаемое компанией с пользователями игры соглашение может включать в себя элементы не только лицензионного договора, но и других договоров. В этом случае к отношениям сторон применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Именно такая ситуация была рассмотрена Верховным судом в определениях от 30.09.2015 № 305-КГ15-12154 и от 03.02.2016 № 305-КГ15-18998.
Компания предоставляла игрокам право пользования интернет-игрой бесплатно. При этом игроки имели возможность приобрести за плату дополнительный функционал игры (далее — ДФИ). Полагая, что дополнительные игровые возможности, за которые пользователи вносили плату, являются неотъемлемой частью игры, передаваемой по лицензионному договору, компания не облагала полученные суммы НДС, руководствуясь положениями подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Однако налоговики посчитали, что денежные средства, полученные от реализации ДФИ, представляют собой оплату оказанных компанией услуг по организации игрового процесса. А такие услуги не подлежат освобождению от НДС. В результате компании был доначислен налог. Она обратилась в суд.
Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Проанализировав лицензионные соглашения, суды пришли к выводу, что они являются смешанными и содержат в себе положения как лицензионного договора, так и договора об оказании платных услуг. Суды указали, что по условиям лицензионного соглашения пользователь должен установить на своем компьютере клиентскую часть игры, которая определена как программное обеспечение, необходимое для участия в игре, в том числе для доступа к ДФИ. То есть программный код как таковой, необходимый для ДФИ, пользователи получают в момент безвозмездного скачивания программного обеспечения. Понятия игры и ДФИ в соглашении разграничены. ДФИ отдельно определен в качестве предмета соглашения, и по нему установлен особый порядок исполнения обязанностей по договору. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что в рамках лицензионного договора пользователям безвозмездно передается игра, а предоставление за плату ДФИ представляет собой возмездное оказание услуг по организации игрового процесса. И Верховный суд не нашел оснований для передачи дела в судебную коллегию по экономическим спорам.
Как избежать НДС
Проиграв споры, компания, о которой шла речь в вышеуказанных определениях ВС РФ, изменила условия лицензионного соглашения с пользователями игры. Теперь в соответствии с ним физическим лицам на условиях простой неисключительной лицензии предоставляются права использования компьютерной игры в пределах, определенных соглашением. При этом в соглашении установлено, что игра является программой для ЭВМ и представляет собой совокупность данных и команд, активируемых последовательно для получения лицензиатом определенного результата, предусмотренного сценарием игры, без внесения платы (активированные данные и команды) или после внесения платы (неактивированные данные и команды). Права на использование данных и команд (активированных и неактивированных) передаются лицензиаром лицензиату на условиях, определенных соглашением. Заключение соглашения осуществляется путем акцепта публичной оферты.
После изменения условий соглашения компания обратилась в ФНС России с вопросом, может ли она воспользоваться положениями подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении неактивированных данных и команд, которые пользовать может активировать путем уплаты денежных средств.
В письме от 23.01.2017 № СД-4-3/988@ налоговики пришли к выводу, что может. Согласно ст. 1261 ГК РФ программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. И поскольку в отношении неактивированных данных и команд по лицензионному соглашению компания передает права физическому лицу на использование программы для ЭВМ, а он перечисляет за указанное право соответствующее вознаграждение, применение освобождения от НДС при указанной передаче прав на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ правомерно.
Итак, чтобы передача ДФИ не облагалась НДС, нужно, чтобы из положений лицензионного соглашения четко следовало, что данный функционал является частью программного кода игры, передаваемого пользователю по лицензионному соглашению. Если же в соглашении понятия игры и дополнительных возможностей, предоставляемых игрокам за плату, будут разделены, передача дополнительных возможностей в игре будет рассматриваться как оказание услуг, подлежащее обложению НДС. При этом к вычету компания сможет принять «входной» налог по товарам (работам, услугам), которые используются ею при оказании данных услуг (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).