В рассматриваемой ситуации компания не должна облагать налогом на имущество полученное оборудование, только если оно относится к первой или второй амортизационным группам в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация основных средств). Если же оно входит в иную амортизационную группу, воспользоваться освобождением от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 НК РФ компания не сможет, поскольку оборудование получено ей от взаимозависимого лица. Расскажем подробнее.
Две нормы, позволяющие не уплачивать налог на имущество
Объектом обложения налогом на имущество является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Исключение составляют основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, которые объектом налогообложения не признаются (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Следовательно, если полученное по договору лизинга оборудование относится к первой или второй амортизационной группе, у лизингополучателя объекта налогообложения по налогу на имущество в принципе не возникает. При этом неважно, от кого это оборудование получено: от взаимозависимого или не взаимозависимого лица (письма Минфина России от 13.10.2017 № 03-05-05-01/67016, от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54269, от 27.06.2017 № 03-05-05-01/40507).
Если же оборудование не относится к первой или второй амортизационной группе, освобождение от налогообложения возможно только на основании п. 25 ст. 381 НК РФ. Согласно этой норме организации освобождаются от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств. При этом освобождение не распространяется на движимое имущество, принятое на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
С 1 января 2018 г. льгота, предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта РФ в случае принятия им соответствующего закона (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). Организации, зарегистрированные в Орловской области, освобождены от обложения налогом на имущество в отношении движимого имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, только до 31 декабря 2018 г. включительно (п. 18 ст. 3, п. 13. ст. 6 Закона Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ «О налоге на имущество организаций»).
Таким образом, в Орловской области в 2018 г. действие п. 25 ст. 381 НК РФ сохранено, и компания может воспользоваться данной налоговой льготой при условии, что учтенное в составе основных средств движимое имущество (оборудование) получено от невзаимозависимого лица.
От кого компания получила предмет лизинга
По договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование (ст. 2 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», далее — Закон о лизинге). Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга (п. 2 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.97 № 15). В рассматриваемой ситуации лизингодатель приобрел оборудование и на основании акта передал его первоначальному лизингополучателю. Последний, исходя из условий договора лизинга, учел это оборудование на своем балансе в качестве объекта основных средств.
К договорам финансовой аренды (лизинга) применяются общие положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом (ст. 625 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). При этом арендатор предмет аренды арендодателю не возвращает. Ведь такой возврат осуществляется при прекращении договора аренды (ст. 622 ГК РФ). А при изменении сторон договор аренды продолжает действовать (ст. 617 ГК РФ). Таким образом, передавая свои права пользования предметом лизинга, первоначальный лизингополучатель передает новому лизингополучателю и сам предмет лизинга, который учитывался у него на балансе. Такая передача оформляется актом. Следовательно, компания получает предмет лизинга (оборудования) от первоначального лизингополучателя, который является взаимозависимым с ней лицом. А значит, она не может воспользоваться положениями п. 25 ст. 381 НК РФ. В письме от 20.08.2015 № 03-05-05-01/48167 Минфин России разъяснил, что, исходя из буквального толкования п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении объектов движимого имущества, переданных после 1 января 2013 г. между взаимозависимыми лицами, применение указанной льготы по налогу на имущество неправомерно.
Мнение судей
Суды подтверждают, что, если первоначальный и новый лизингополучатели являются взаимозависимыми лицами и предмет лизинга учитывался у первоначального лизингополучателя на балансе, льгота, предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ новым лизингополучателем не применяется.
Так, АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 31.05.2018 № Ф08-3294/2018 рассмотрел ситуацию, аналогичную той, что приведенна в вопросе. Компания заключила с лизингодателем и первоначальным лизингополучателем соглашение о переходе к ней всех прав и обязанностей лизингополучателя по договору лизинга. Предметом лизинга является движимое имущество (автомобиль). По условиям договора оно учитывается на балансе лизингополучателя. Первоначальный лизингополучатель и компания являются взаимозависимыми лицами.
Компания полагала, что в результате заключенного соглашения по договору лизинга произошла смена лизингополучателя и, как следствие, смена балансодержателя. При этом собственником имущества был и остается лизингодатель (п. 1 ст. 11 Закона о лизинге). А поскольку лизингодатель и компания не являются взаимозависимыми лицами, учтенное на балансе компании движимое имущество не подлежит налогообложению на основании п. 25 ст. 381 НК РФ.
При проведении проверки налоговики пришли к выводу, что движимое имущество было получено компанией от взаимозависимого лица (первоначального лизингодателя), и в связи с этим доначислили ей налог на имущество. Суды трех инстанций с выводом налоговиков согласились. Они признали необоснованным довод компании о том, что имущество следует признавать передаваемым от лизингодателя как изначального собственника имущества, который не является для нее взаимозависимым лицом. Суды указали, что фактическая передача спорного имущества была осуществлена с баланса прежнего лизингополучателя, то есть взаимозависимого лица. А в пункте 25 ст. 381 НК РФ речь идет не только о приобретении имущества между взаимозависимыми лицами, но и о его передаче.