Да, в рассматриваемой ситуации есть риск, что налоговики признают заключенный с индивидуальным предпринимателем гражданско-правовой договор трудовым и в связи с этим доначислят НДФЛ. Расскажем подробнее.
Когда не нужно удерживать НДФЛ
В общем случае российская компания должна исчислять и удерживать НДФЛ, если она выплачивает доход физическим лицам (п. 1 ст. 226 НК РФ). Исключение составляют, в частности, индивидуальные предприниматели, которые по суммам доходов, полученных от предпринимательской деятельности, исчисление и уплату НДФЛ производят самостоятельно (подп. 1 п. 1, 2, 5, 6 ст. 227 НК РФ).
В письме от 30.05.2018 № 03-04-05/36654 Минфин России разъяснил, что в целях НДФЛ доходами, полученными от предпринимательской деятельности, признаются только доходы от тех видов деятельности, которые бизнесмен указал при регистрации.
Следовательно, если оказание услуг по переводу значится среди видов деятельности, которые может вести ИП, доходы, выплачиваемые ему организацией по гражданско-правовому договору, относятся к доходам от предпринимательской деятельности и компания не должна удерживать с них НДФЛ. Но такой порядок используется только в том случае, если отношения с предпринимателем по гражданско-правовому договору не будут признаны трудовыми. А такая возможность предусмотрена действующим законодательством (ст. 19.1 ТК РФ).
Переквалификация возможна
Пленум Верховного суда РФ в п. 8 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения, к ним должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В пункте 2.2 Определения от 19.05.2009 № 597-О-О Конституционный суд РФ указал, что при признании гражданско-правовых отношений трудовыми нужно исходить не только из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. 15 и 56 ТК РФ. Так, по смыслу этих статей и ст. 67 ТК РФ, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя, отсутствие соответствующей должности в штатном расписании само по себе не исключает возможности признания отношений с ним трудовыми при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.
Таким образом, сам по себе факт заключения с предпринимателем договора на оказание услуг по переводу и отсутствие должности переводчика в штатном расписании компании не являются безусловными доказательствами того, что между компанией и бизнесменом существуют гражданско-правовые отношения, а не трудовые.
Внимание на отличия
Верховный суд РФ в Определении от 10.09.2018 № 80-КГ18-9 проанализировал различия гражданско-правового договора на оказание услуг и трудового договора. По смыслу положений ГК РФ договор возмездного оказания услуг заключается для выполнения исполнителем определенного задания заказчика, согласованного сторонами при заключении договора. Целью такого договора является не выполнение работы как таковой, а осуществление исполнителем действий или деятельности на основании индивидуально-конкретного задания к оговоренному сроку за обусловленную в договоре плату.
От договора возмездного оказания услуг трудовой договор отличается предметом договора, в соответствии с которым исполнителем (работником) выполняется не какая-то конкретная разовая работа, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица — работника. При этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга.
Также по договору возмездного оказания услуг исполнитель сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник:
— принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности);
— включается в состав персонала работодателя;
— подчиняется установленному режиму труда;
— работает под контролем и руководством работодателя.
Исполнитель по договору возмездного оказания услуг работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда.
АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.10.2018 № Ф04-3989/2018 среди признаков, позволяющих разграничить трудовой договор от гражданско-правового договора, назвал выполнение трудовой функции, а не разового задания. В вышеуказанном Определении Конституционного суда от 19.05.2009 № 597-О-О сказано, что наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37) осуществление перевода в процессе сотрудничества с зарубежными фирмами, непосредственного контакта представителей зарубежных фирм со специалистами предприятий, учреждений, организаций входит в состав должностных обязанностей синхронного переводчика. Поскольку в рассматриваемой нами ситуации предприниматель на регулярной основе в течение длительного времени оказывает организации услуги по переводу на переговорах с зарубежными партнерами, такая деятельность может быть расценена не как выполнение разовых заданий, а как осуществление трудовой функции.
В пользу этого свидетельствует и ежемесячное вознаграждение, которое выплачивается предпринимателю. В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2012 по делу № А43-14361/2011 одним из фактов, повлиявших на переквалификацию гражданско-правовых отношений в трудовые, явилась регулярная выплата вознаграждений по договорам на оказание услуг, заключенных компанией с предпринимателями.
Обратите внимание: если предприниматель оказывает услуги по переводу только компании и никому больше, это также будет дополнительным аргументом в пользу переквалификации отношений с ним в трудовые. Например, в уже упоминавшемся нами постановлении АС Западно-Сибирского округа от 18.10.2018 № Ф04-3989/2018 одним из доказательств наличия трудовых отношений было то, что предприниматели зарегистрировались только для осуществления консультационных услуг и их единственным заказчиком являлась компания.
Что в итоге
Как видите, в рассматриваемой ситуации велик риск того, что налоговики при проверке признают договор с переводчиком трудовым и на выплаты по нему начислят НДФЛ. А поскольку компания не выполнила обязанности налогового агента (не удержала налог и не перечислила его в бюджет), ей грозит штраф по ст. 123 НК РФ. Его размер составляет 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.