Нет, нельзя. Так считают специалисты Минфина России и суды. Расскажем подробнее.
Фискальный подход чиновников
Вопросу начисления амортизации по имуществу, которое получило унитарное предприятие в оперативное управление или хозяйственное ведение и которое было приобретено за счет средств целевого бюджетного финансирования, посвящено письмо Минфина России от 21.02.2017 № 03-03-06/1/9856. Вот что сообщили финансисты.
В пункте 1 ст. 256 НК РФ сказано, что амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Порядок формирования первоначальной стоимости основного средства установлен в ст. 257 НК РФ. Она определяется как сумма расходов на приобретение объекта (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ).
При получении объекта безвозмездно от собственника имущества этого унитарного предприятия оно не несет фактических расходов по его приобретению. При формировании налоговой базы стоимость такого имущества не учитывается. Основание — подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Финансисты также указали, что не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования (п. 2 ст. 256 НК РФ). Отметим, что в целях налогообложения прибыли средства целевого финансирования, не учитываемые при определении налоговой базы, поименованы в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом на получателей средств целевого финансирования возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. То есть расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
Исходя из приведенных норм, Минфин России пришел к следующему выводу. Если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было создано за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется и остаточная стоимость такого имущества для целей налога на прибыль равна нулю.
Спорить или нет?
С вышеприведенной позицией финансового ведомства согласны и суды, причем на высшем уровне. Примером может служить Определение Верховного суда РФ от 17.07.2018 № 307-КГ18-1836, которое было включено в Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденный Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 г.
Претензии налоговиков и доводы компании
На балансе унитарного предприятия находились транспортные средства, приобретенные за счет средств бюджета субъекта РФ и переданные предприятию в хозяйственное ведение. На указанное имущество предприятием была начислена амортизация.
При проведении проверки налоговики исключили из состава расходов начисленную амортизацию и, соответственно, доначислили налог на прибыль. Принимая это решение, налоговый орган руководствовался подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации.
Предприятие с налоговиками не согласилось. По его мнению, основными условиями отнесения амортизируемого имущества к не подлежащему амортизации в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ являются два фактора: приобретение данного имущества за счет средств бюджета и нахождение его в собственности. В данном случае спорные основные средства приобретены за счет средств областного бюджета не предприятием, а собственником имущества предприятия.
Исходя из норм действующего законодательства, унитарное предприятие, получив в хозяйственное ведение имущество, не становится его собственником, поэтому спорное имущество подлежит амортизации в силу п. 1 ст. 256 НК РФ.
Выводы арбитров
Суды трех инстанций поддержали налоговиков по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Перечень имущества, не подлежащего амортизации, определен в п. 2 ст. 256 НК РФ. К нему, в частности, относится имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования (подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Поскольку предприятие начислило амортизацию на спорное имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования и переданное в хозяйственное ведение, и учло амортизационные отчисления в составе расходов по налогу на прибыль, решение налоговиков об исключении этих сумм является законным и обоснованным.
Судебная коллегия по экономическим спорам признала вывод нижестоящих судов верным. Она указала, что если амортизируемое имущество, которое получено унитарным предприятием в оперативное управление или хозяйственное ведение, было приобретено (создано) за счет средств целевого бюджетного финансирования, то амортизация по такому имуществу не начисляется. При этом не должно иметь значения, были ли средства бюджетного финансирования использованы для приобретения объектов основных средств непосредственно публично-правовым образованием либо направлены унитарному предприятию на эти цели из соответствующего бюджета, имея в виду экономическую однородность указанных способов формирования имущества унитарного предприятия.
Высшие арбитры отметили, что амортизация начисляется унитарным предприятием не во всех случаях, а в ситуации, когда амортизируемое имущество, полученное в оперативное управление или хозяйственное ведение, ранее находилось у другого унитарного предприятия и было им создано в рамках осуществления коммерческой деятельности, то есть вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования. А поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие приняло к учету основные средства, приобретенные публично-правовым образованием за счет средств бюджетного финансирования, в силу подп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ данные объекты амортизации в целях налогообложения не подлежали.