Территориальный фонд не вправе отказать в зачете пособия по временной нетрудоспособности по причине отсутствия у компании трудовой книжки уволившегося работника или ее копии. Суды это подтверждают. Расскажем подробнее.
Правила расчета
Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ). Размер выплачиваемого пособия зависит от страхового стажа работника. Если страховой стаж составляет восемь и более лет, выплачивается 100% среднего заработка. Если продолжительность страхового стажа от пяти до восьми лет, работник получает 80% среднего заработка, а если страховой стаж до пяти лет, выплата равна 60% среднего заработка (п. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ).
Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Страховой стаж определяется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее — Правила). Так, в страховой стаж включаются, в частности, периоды работы по трудовому договору (подп. «а» п. 2 Правил).
Трудовая книжка и пособия: есть ли зависимость?
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка (п. 8 Правил). В связи с этим территориальные органы ФСС России требуют представить им трудовые книжки работников, в том числе и уволенных, поскольку на основании этого документа они могут определить правильность исчисления страхового стажа и размера выплаты по временной нетрудоспособности.
Так, в деле, рассмотренном Верховным судом РФ в Определении от 01.08.2016 № 307-КГ16-8836, территориальное отделение ФСС России не приняло к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, поскольку компания не представила трудовые книжки уволенных работников или их копии.
Суд первой инстанции с позицией фонда согласился. Однако апелляционный и кассационный суды встали на защиту компании. Они указали, что сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности, определены компанией на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников. Никаких претензий о ненадлежащем оформлении либо о наличии недостоверных сведений в листках нетрудоспособности фонд не заявлял. Представить трудовые книжки компания не могла, поскольку на момент проведения проверки данные работники были уже уволены. Из положений трудового законодательства не следует обязанность работодателя сохранять копии трудовых книжек после увольнения работников.
Таким образом, требование фонда представить копии трудовых книжек уволенных работников является неправомерным. И поскольку фонд не заявил об иных причинах, которые не позволили ему принять расходы, отказ фонда в зачете расходов на выплату страхового обеспечения является незаконным. Верховный суд это решение судов поддержал.
Вывод о том, что отказ в зачете расходов на социальное страхование только по причине отсутствия у страхователя трудовых книжек уволенных работников на момент проверки является незаконным, содержится в постановлениях АС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2017 № Ф02-3336/2017 (Определением Верховного суда РФ от 08.11.2017 № 302-КГ17-16190 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам), АС Западно-Сибирского округа от 08.12.2016 № Ф04-5760/2016.
А недавно это еще раз подтвердил АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 24.12.2018 № Ф02-5958/2018. Он указал, что трудовые книжки работников представлены не были, поскольку на момент проведения проверки эти лица уволены и трудовые книжки либо их копии у общества отсутствуют. Доказательств недостоверности листков нетрудоспособности, их выдачи при отсутствии заболевания у уволенных работников фондом не представлено, создание обществом искусственной ситуации для получения средств фонда в ходе проведения проверки не установлено. Обществом были представлены листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий, справки, подтверждающие факт работы спорных работников в обществе, документы, подтверждающие выплату им заработной платы. Таким образом, обществом соблюдены всех необходимые и обязательные условия для получения возмещения понесенных расходов по обязательному социальному страхованию.
Итак, если никаких иных претензий к листу нетрудоспособности помимо отсутствия трудовой книжки уволенного работника у фонда нет, он не вправе был отказывать в зачете пособия. И, учитывая складывающуюся судебную практику, у компании есть все шансы отстоять свою позицию в суде.