Вопрос с включением служебной квартиры в состав амортизируемого имущества является спорным. А затраты на содержание служебной квартиры компания может учесть в расходах по налогу на прибыль. Причем, по мнению Минфина России, включить в расходы можно только затраты за период нахождения в квартире командированных сотрудников. Расскажем подробнее.
Амортизация купленной квартиры
Определение амортизируемого имущества дано в п. 1 ст. 256 НК РФ. Под ним понимается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.
Критериям по сроку полезного использования и стоимости приобретенная квартира соответствует. В списке имущества, не подлежащего амортизации, приведенном в п. 2 ст. 256 НК РФ, объекты жилого фонда не названы. Но для того, чтобы считаться амортизируемым имуществом, квартира должна «использоваться для извлечения дохода». И вот с этим возникают проблемы.
В целях налогообложения доходом признается экономическая выгода, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса (ст. 41 НК РФ). Как указано в вопросе, квартира приобретается в целях экономии затрат на проживание командированных работников. То есть компания получает экономическую выгоду в виде экономии на затратах. И, на наш взгляд, можно говорить о том, что приобретенная квартира используется компанией для извлечения дохода и является амортизируемым имуществом.
Но Минфин России эту позицию не разделяет (письма от 24.01.2019 № 03-03-06/1/3843, от 24.11.2014 № 03-03-06/2/59534, от 16.04.2007 № 03-03-06/2/69, от 15.05.2006 № 07-05-06/116). Специалисты финансового ведомства считают, что служебная квартира не отвечает критериям амортизируемого имущества. Поэтому в целях налогообложения прибыли она не относится к основным средствам, подлежащим амортизации.
В то же время финансисты допускают учет квартиры в составе амортизируемого имущества, если она сдается в аренду (письмо от 07.12.2009 № 03-03-06/2/231). При этом они отмечают, что расходы в виде амортизации жилых помещений, сдаваемых в аренду, должны быть подтверждены договорами аренды, составленными в соответствии с гражданским и жилищным законодательством. О том, что расходы компании в виде амортизации жилых помещений, приносящих доход в виде арендной платы, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, сказано и в письме УФНС России по г. Москве от 12.03.2012 № 16-15/020628@.
Из разъяснений чиновников следует, что под использованием квартиры для извлечения дохода они понимают получение прямых поступлений от деятельности, связанной с использованием квартиры. А таких поступлений при предоставлении квартиры командированным сотрудникам нет.
Отметим, что судебная практика по вопросу учета в составе амортизируемого имущества служебной квартиры, используемой для проживания командированных сотрудников, отсутствует. Нам удалось найти лишь одно дело, где суд признал правомерным начисление амортизации по квартирам (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2009 по делу № А33-14312/2006). Арбитры обосновали это тем, что квартиры соответствуют признакам амортизируемого имущества, указанным в п. 1 ст. 256 НК РФ. И в списках имущества, не подлежащего амортизации, и имущества, которое временно исключается из состава амортизируемого имущества, квартиры не названы. Однако из дела неясно, каким образом компания использовала квартиры.
Учитывая отсутствие судебной практики и разъяснения Минфина России, включать служебную квартиру, используемую для проживания командированных работников, в состав амортизируемого имущества весьма опасно.
Затраты на содержание квартиры
Для целей исчисления налога на прибыль расходами признаются любые экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Финансисты допускают учет затрат на содержание квартиры, предназначенной для проживания командированных сотрудников, в составе расходов на командировки на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Это следует из письма Минфина России от 20.06.2006 № 03-03-04/1/533. В нем специалисты финансового ведомства указали, что расходы по содержанию квартиры, предназначенной для проживания в ней командированных работников, на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в ней данных работников во время командировки (командировочного удостоверения, проездных документов до места командировки и др.), могут быть отнесены к признаваемым при налогообложении прибыли расходам. При этом финансисты отметили, что такие расходы принимаются к налоговому учету в той доле, в которой квартира использовалась для проживания в ней командированных работников. Расходы по содержанию квартиры за то время, что квартира пустовала, не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14.01.2010 по делу № А56-60352/2008 тоже пришел к выводу, что компания правомерно учитывала в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, затраты на содержание двух служебных квартир, используемых для проживания командированных сотрудников. Суд счел достаточным документальным обоснованием понесенных расходов приказ об использовании квартир в служебных целях, отчеты с указанием сведений о проживающих и целей их приезда, карточки счета 60, приказы о направлении сотрудников в командировку, квитанции обслуживающих организаций. При этом арбитры в отличие от финансистов не делали каких-либо оговорок о том, что учесть расходы на содержание квартир можно только в период проживания командированных сотрудников.
Итак, компания вправе признать в расходах затраты на содержание служебной квартиры для командированных сотрудников. Но если она не хочет споров с налоговиками, включать в расходы следует только затраты, относящиеся к периоду проживания в квартире командированных сотрудников.
В заключение отметим следующее. В письме от 24.11.2014 № 03-03-06/2/59534 Минфин России указал, что служебная квартира, используемая для проживания работников, направленных в командировку, может быть отнесена к обслуживающим производствам и хозяйствам (ОПХ). И расходы на содержание такой квартиры могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль с учетом положений ст. 275.1 НК РФ.
На наш взгляд, это возможно, только когда помимо командированных работников компании квартира используется для проживания за плату иных лиц. В письме от 10.01.2012 № АС-4-3/9 ФНС России разъяснила, что для отнесения к объектам ОПХ необходимо соблюдение следующих критериев:
-
наличие у компании подразделения, осуществляющего деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ;
-
осуществление реализации товаров, работ, услуг таким подразделением за плату;
-
реализация товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Если же эти критерии не соблюдены, то налоговая база, по мнению ФНС России, определяется в общеустановленном порядке.
Из сказанного налоговиками следует, что, если в квартире проживают только командированные сотрудники, такую квартиру нельзя рассматривать как объект ОПХ.