Несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд не лишает правообладателя участка права на возмещение убытков

| консультации | печать
У меня был земельный участок, по которому в 2017 г. муниципалитет проложил асфальтную дорогу. При этом никаких процедур по изъятию земельного участка проведено не было, в результате я до сих пор плачу налог на землю. Подскажите, пожалуйста, могу ли я потребовать от муниципалитета выплаты мне рыночной стоимости изъятого участка, а также расходов по уплате земельного налога?

В силу ч. 1–3 ст. 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Однако установленная законом процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд в вашем случае не соблюдена.

Поскольку у вас нет возможности использовать земельный участок в связи с его фактическим изъятием под автомобильную дорогу, то ваши имущественные права нарушены. В связи с этим, по нашему мнению, вы имеете право обратиться в суд с требованием о взыскании с муниципалитета убытков, причиненных вам в результате фактического изъятия земельного участка.

Согласно п. 4, 5 ч. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ возмещению в полном объеме подлежат убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные:

  • ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

  • изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

Возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничены права, а при отсутствии таких лиц — за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель.

Убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

В силу ч. 1, 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ч. 1, 2 ст. 281 ГК РФ).

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, по нашему мнению, отсутствие решения об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.

Что касается возможности взыскания с муниципалитета расходов по оплате налога на землю, то это вряд ли получится, так как в силу действующего законодательства до момента прекращения прав на земельный участок его собственник несет бремя содержания имущества.

Поэтому основной и главной задачей для вас будет прекращение права собственности на данный земельный участок.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Поскольку администрация муниципалитета нарушила процедуру изъятия, а значит, соответствующего соглашения об изъятии нет, то рекомендуем вам при обращении в суд с требованием о взыскании убытков включить в свое заявление и требование о понуждении муниципалитета к заключению соответствующего соглашения с момента фактического изъятия.