Для начала нужно выяснить статус процессинговой компании. Исходя из вопроса, можно предположить, что данная компания является платежным агрегатором. В частности, платежные агрегаторы подключают и обеспечивают онлайн-платежи для торговых организаций. Помимо этого, процессинговые компании могут оказывать дополнительные услуги: предоставлять информацию о стадии обработки платежа, статистику и т.д. Но конкретные услуги и порядок (схему) работы нужно уточнять в правилах данной организации.
Понятие «платежный агрегатор» было введено Федеральным законом от 03.07.2019 № 173-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно поправкам платежные агрегаторы признаются банковскими платежными агентами (п. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», далее — Закон № 161-ФЗ). Однако требования к платежным агрегаторам начнут действовать только с 31.12.2019.
Платежным агрегатором является юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в целях (п. 31 ст. 3 Закона № 161-ФЗ):
а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, по операциям с использованием электронных средств.
Если платежный агрегатор принимает денежные средства от клиентов, а не просто предоставляет им программные средства для приема электронных денег, то он будет обязан открыть специальный банковский счет. Арестовать деньги на этом счете или обратить на них взыскание по долгам платежного агрегатора (банковского платежного агента) нельзя (п. 6, 7 ст. 14.1 Закона № 161-ФЗ).
До этого деятельность платежных агрегаторов не была урегулирована. Чаще всего их считали платежным агентами. Сомнения в статусе были связаны с тем, что такие компании использовали в расчетах свой банковский счет, но не имели лицензии на оказание банковских услуг. По сути, такая деятельность была нелегальна, поскольку в Федеральном законе от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», который регулирует деятельность платежных агентов, речь шла о возможности сбора только наличных денежных средств.
Сейчас предусмотрено, что платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», далее — Закон № 103-ФЗ).
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Также он обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (п. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).
Но если компания оказывает дополнительные услуги, то она может не подпадать под определение «платежный агент» и, соответственно, не использовать специальный счет. То есть если она принимает участие в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и оказывает иные самостоятельные услуги, кроме приема и передачи денежных средств (п. 27 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2017), утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017).
Судебной практики по вашему вопросу нет. Однако частично вопрос о том, чьими деньгами являются деньги клиентов на счете платежного агента, встает в спорах о взыскании задолженности с управляющих компаний (ТСЖ). Например, когда взыскатель пытается взыскать задолженность с управляющей компании и обратить взыскание на деньги, которые будут приходить для нее на счет платежного агента (расчетного центра). Но и по этим спорам у судов нет единой позиции. Однако эту практику можно использовать по аналогии для выстраивания позиции по вашему делу.
примеры из практики
В одном деле ООО «Пермская сетевая организация» (далее — взыскатель) взыскала долг с ТСЖ (далее — должник). Пристав принял постановление об обращении взыскания на имущественное право должника на получение 70% денежных средств, причитающихся ему по агентскому договору с АО ВЦ «Инкомус» (далее — платежный агент). Должник подал заявление об оспаривании этого постановления. Он ссылался на то, что по агентскому договору платежный агент собирает в пользу должника с населения денежные средства за текущий ремонт, которые имеют целевое назначение. А при удержании с собранных сумм 70% должник не сможет производить расчеты с остальными поставщиками услуг и своими работниками. Суд первой инстанции отказал в иске. Он посчитал, что не принадлежат должнику до их распределения по расчетным счетам управляющей компании и поставщиков коммунальных услуг только те денежные средства, которые поступают на специальный банковский счет должника. А вот денежные средства, поступающие на расчетные счета должника, целевого характера не имеют. По общему правилу собранные с населения деньги перечисляются агентом на счета поставщиков коммунальных услуг, минуя счет должника. Следовательно, в отсутствие иных доказательств суд решил, что пристав правомерно обратил взыскание на денежные средства, не имеющие целевого назначения, то есть только на те денежные средства, которые причитаются непосредственно должнику. Апелляция оставила в силе это решение суда.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по делу № А50-11784/2019
А в другом деле суды трех инстанций отказались обратить взыскание на деньги, находящиеся на банковском счете платежного агента в виде платежей граждан за коммунальные услуги, поскольку они имели целевое назначение и были предназначены для всех поставщиков коммунальных ресурсов.
Постановление АС Центрального округа от 08.11.2019 по делу № А62-1459/2019
Если же деятельность платежного агента устроена таким образом, что деньги клиентов поступают на специальный счет платежного агента (то есть не на обычный расчетный счет), то в этом случае еще больше вероятности, что обратить взыскание на деньги на специальном счете не получится, поскольку целевой характер платежей очевиден.
примеры из практики
В одном деле платежи за коммунальные услуги поступали на специальный счет платежного агента. Поэтому суд решил, что обращение взыскания на данные денежные средства как на имущество должника, находящееся у третьего лица, не может быть произведено. То есть это деньги потребителей, которые должны быть переданы ресурсоснабжающим организациям.
Постановление АС Московского округа от 04.06.2018 по делу № А41-74367/2016.
ВС РФ также указывал, что правомерными являются действия в части ареста, а также взыскания денежных средств со специального банковского счета только в части средств, принадлежащих платежному агенту или поставщику денежных средств. В этом деле речь шла о специальном счете поставщика, то есть управляющей компании (не платежного агента). ВС РФ признал, что деньги, поступившие на специальный счет поставщика, включают платежи граждан за коммунальные услуги и имеют специальное назначение. Следовательно, эти деньги не могут быть признаны деньгами поставщика, открывшего специальный счет.
Определение ВС РФ от 13.10.2016 № 303-КГ16-10101 по делу № А24-2370/20150
Таким образом, для решения вашего вопроса необходимо исследовать, какие именно деньги находятся на счете платежного агента, имеют ли они целевое назначение. Если окажется, что это деньги клиентов, которые должны быть перечислены другим лицам (например, продавцам), то обратить взыскание на них, скорее всего, не получится.