Вопрос является спорным. Налоговики и суды решают его в зависимости от условий конкретных акций. Расскажем подробнее.
Есть услуги — будет НДС
НДС облагаются операции по реализации товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Также в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Минфин России считает, что премии (бонусы) включаются в налоговую базу по НДС у покупателя в случае, если договор поставки товаров содержит элементы других договоров, предусматривающих оказание покупателем продавцу каких-либо услуг, за которые продавцом выплачиваются премии (бонусы). Если же выплата премии не связана с оплатой товаров (работ, услуг), она в налоговую базу по НДС не включается. Такая позиция изложена, в частности, в письмах от 17.07.2020 № 03-07-11/62477, от 22.01.2020 № 03-07-11/3355, от 24.07.2019 № 03-07-11/55062, от 08.02.2018 № 03-07-11/7487, от 17.12.2015 № 03-07-11/74079, от 09.10.2013 № 03-07-11/42059. Например, полученные от продавца премии за достижение определенного объема закупок НДС не облагаются, поскольку они не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 09.10.2013 № 03-07-11/42059, от 22.04.2013 № 03-07-11/13674).
В тексте вопроса указано, что выплата премий зависит от участия компании в акциях, проводимых поставщиком продукции среди конечных покупателей. Как правило, такие акции предусматривают стимулирование продаж товаров определенного наименования или же предоставление покупателям скидок при продаже. На примере судебных решений посмотрим, являются ли премии, связанные с участием в этих акциях, платой за услуги, оказываемые продавцу.
Премия за продажу конкретных видов продукции
В постановлении от 29.09.2016 по делу № А71-11052/2015 АС Уральского округа рассмотрел следующий спор. Компания являлась дилером по продаже автомобилей производителя. За проданные автомобили конкретных марок в рамках проводимых производителем акций компания получала премии. Налоговики посчитали, что получение премии за участие в акциях является платой за проделанную работу в части продвижения на рынке продукции производителя автомобилей. Премия зависит от действий дилера по продаже автомобилей определенной модели и от работы дилера с покупателем, носит стимулирующий, компенсирующий, обязательный характер, зависит от стоимости и количества приобретенного товара у производителя, то есть связана с реализацией товара, а дилерский договор содержит в себе условия договора возмездного оказания услуг. Поэтому премии компания должна была включить в налоговую базу по НДС.
Суд с позицией налоговиков не согласился. Он указал, что премии, полученные компанией, не могут быть квалифицированы как оплата за оказанные услуги, поскольку неразрывно связаны с обязательствами по договору поставки. У компании не возникло обязанностей выполнить работы или оказать услуги, в том числе услуги по продвижению товаров. Компания реализует автомобили для получения коммерческого результата с соблюдением условий договора поставки. Это подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11. Согласно ей выплата поставщиками премии вследствие выполнения условий договоров поставки является мерой, направленной на стимулирование покупателей в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров. Такие премии не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые покупателями поставщикам. В результате суд пришел к выводу, что поскольку суммы премий не связаны с оплатой товаров (работ, услуг), требования подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ на них не распространяются и они НДС не облагаются.
Премия за продажу со скидкой
Как уже было сказано выше, премия может выплачиваться производителем за продажу товара со скидкой. Именно такой случай рассмотрен в постановлении АС Волго-Вятского округа от 06.08.2018 по делу № А39-6479/2017.
Как и в предыдущем деле, компания являлась дилером по продаже автомобилей производителя. Она участвовала в акции, проводимой в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств, продавая конечным потребителям автомобили со скидкой от их рекомендованной розничной цены, установленной производителем. Размер предоставленной скидки производитель компенсировал выплатой премии.
Компания считала, что она получает премии за выполнение условий дилерского договора. Она не реализует в пользу производителя товары (работы, услуги), поэтому премии не должны облагаться НДС. Налоговики с этим не согласились и доначислили налог. И суд их поддержал. Он указал, что размер премии равен размеру скидки, предоставленной физическому лицу. Следовательно, премия представляет собой компенсацию не полученной компанией выручки при продаже автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки). А значит, полученные компанией премии связаны с оплатой реализованных компанией автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Такой же вывод содержится и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 31.10.2017 по делу № А20-638/2016, в котором рассматривалась аналогичная ситуация. Определением Верховного суда РФ от 12.03.2018 № 308-КГ18-190 было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.
Итак, из приведенной судебной практики следует, что премии, выплаченные поставщиком за участие в проводимых им акциях, которые компенсируют покупателям предоставленные ими конечным потребителям скидки, нужно облагать НДС. В иных случаях необходимость начисления НДС на суммы премий за участие в акциях будет зависеть от условий, на которых они выплачиваются. Если такая премия по своей сути не является скрытой оплатой оказанных поставщику услуг, облагать НДС ее не нужно.