Кредитор вправе оспаривать решение налогового органа об исключении компании-должника из ЕГРЮЛ.
Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим юридическим лицом.
Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ). В пункте 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что заявления недействующего юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано. Если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (п. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ).
Приведу пример: ООО «Гарант-Логистик» заключило с ООО «ТД „Сибалко“» несколько договоров займа в период с 30.06.2016 по 07.11.2017, но долг так и не вернуло. Налоговый орган 26.11.2018 в ЕГРЮЛ внес запись о прекращении деятельности ООО «Гарант-Логистик» в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности. ООО «ТД „Сибалко“» (кредитор) подало заявление к налоговому органу о признании незаконным решения по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Гарант-Логистик», а также об обязании налоговой инспекции исключить из ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Гарант-Логистик».
Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования ООО «ТД „Сибалко“». Дело в том, что налоговый орган исключил ООО «Гарант-Логистик» из-за того, что оно не находилось по своему юридическому адресу. Суды решили, что факт недостоверности юридического адреса не был доказан.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе достоверности информации и своевременности ее предоставления (ст. 3 Закона № 129-ФЗ). С целью обеспечения достоверности ЕГРЮЛ предусмотрен упрощенный порядок исключения юридических лиц, в отношении которых в течение более шести месяцев внесена запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа. Наличие совокупности признаков, изложенных в подп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.
Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации. В случае неустранения обстоятельств, послуживших основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ, презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключению из реестра.
Между тем исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим не допускается исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми существует возможность поддержания связи. Например, если они получают корреспонденцию, исполнительный орган выходит на связь, сдает необходимую отчетность.
Суды установили, что налоговый орган провел осмотр территории и помещения по месту нахождения ООО «Гарант-Логистик» формально. В частности, только с улицы и на предмет наличия вывесок на здании, свидетельствующих о деятельности общества по проверяемому адресу. Доказательства того, что при проведении проверки налоговый орган предпринял меры по осмотру здания внутри (то есть осмотр помещений), по установлению собственников помещений по данному адресу, опросил собственников помещений и иных лиц, располагающих сведениями о нахождении ООО «Гарант-Логистик» по юридическому адресу, в материалах дела отсутствовали. Напротив, в деле имелись доказательства, подтверждающие фактическое осуществление ООО «Гарант-Логистик» хозяйственной деятельности и возможности поддержания с ним связи.
Установив данные обстоятельства, которые налоговый орган по существу не опровергнул, суды пришли к обоснованным выводам о том, что:
-
общество на момент его исключения из ЕГРЮЛ продолжало осуществление хозяйственной деятельности и находилось по юридическому адресу;
-
налоговый орган не доказал наличие оснований для принятия решения об исключении ООО «Гарант-Логистик» из ЕГРЮЛ и, как следствие, наличие оснований для удовлетворения заявленных требований (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2020 по делу № А33-7287/2019).
Таким образом, ваша компания (как кредитор) вправе подать в суд заявление о признании незаконным решения налогового органа об исключении должника из ЕГРЮЛ. Такой иск нужно подать в течение года со дня, когда ваша компания об этом узнала или должна была узнать.