Да, можно попытаться оспорить.
Здесь речь идет о подаче первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения № МП (микро)-натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием». Ее должны предоставлять микропредприятия — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство продукции (товаров, работ, услуг) добывающих, обрабатывающих производств, производство и распределение электроэнергии, газа и пара, лесозаготовки, а также рыболовство (п. 1 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. приказом Росстата от 24.07.2020 № 411 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий», далее — Приказ № 411, Указания).
То есть эта форма не является обязательной для представления всеми без исключения респондентами. Подавать в органы статистики форму № МП (микро)-натура нужно, только если компанию включили в выборку статистического наблюдения. Узнать, попала ли компания в выборку, можно здесь: https://websbor.gks.ru/online/info. Срок предоставления этой формы — до 25 января.
Обязанность предоставлять статистические сведения закреплена в Федеральном законе от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 8). Условия предоставления этих сведений определены Положением об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее — Постановление № 620).
В законодательстве не указано конкретно, нужно ли отправлять статистические данные по форме № МП (микро)-натура, если Росстат включил компанию в выборку, но на самом деле компания производством не занимается. Органы статистики считают, что нужно, то есть должна быть форма с указанием нулевых сведений. Это следует из следующих положений: по форме за отчетный период возможно направление респондентом подписанного отчета по форме, не заполненного значениями показателей («пустого» отчета по форме). Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков (п. 2 Указаний). Причем в приказе, который действовал ранее, было указано, что форма предоставляется в территориальные органы статистики только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме в территориальные органы статистики не предоставляется. В новом Приказе № 411 эта формулировка исключена.
Руководитель юридического лица должен назначить должностных лиц, уполномоченных предоставлять данные от имени юридического лица. Временно не работающие организации, на которых в течение любого периода времени отчетного года имело место производство продукции, форму предоставляют на общих основаниях (п. 2 Указаний).
Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления отчетности по форме федерального статистического наблюдения. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в ЕГРЮЛ записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления отчетности (п. 1 Указаний).
В данные о производстве конкретных видов продукции включается продукция, выработанная микропредприятием (независимо от вида основной деятельности) как из собственных сырья и материалов, так и из неоплачиваемых сырья и материалов заказчика (давальческого), предназначенная для отпуска другим юридическим и физическим лицам, своему капитальному строительству и своим подразделениям, зачисленная в состав основных средств или оборотных активов, выданная своим работникам в счет оплаты труда, а также израсходованная на собственные производственные нужды (п. 4 Указаний).
Подать форму можно, предоставив отчет на бумажном носителе в органы статистики, по почте заказным письмом или в электронном виде (п. 10 Постановления № 620).
За непредоставление и нарушение сроков предоставления статистической информации предусмотрены штрафы (ст. 13.19 КоАП РФ): для должностного лица и ИП — от 10 000 до 20 000 руб., для юридического лица — от 20 000 до 70 000 руб. За повторное правонарушение должностным лицам будет грозить штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.
Избежать штрафа по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ можно:
-
если суд решит, что нарушение малозначительно. Например, если компания нарушила срок подачи формы всего лишь на несколько дней (см. постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу № А21-7325/2020, Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 по делу № А11-2951/2020);
-
если суд заменит штраф на предупреждение. Если нарушитель является субъектом малого или среднего предпринимательства или должностным лицом такого субъекта, при этом нарушение совершено впервые, то наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). На практике суды пользуются этой нормой и назначают вместо штрафа предупреждение (см., например, решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.01.2020 по делу № А08-9962/2019).
Насчет обязанности органов статистики уведомлять респондентов о том, что они попали в выборку, ситуация неоднозначная.
С одной стороны, субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении них статистического наблюдения по конкретным формам, обязательным для предоставления. Это указано в Постановлении № 620. С другой — в том же Постановлении № 620 предусмотрено, что органы статистики обязаны размещать на своем сайте этот перечень респондентов. Поэтому в судах органы статистики часто заявляют, что законодательно не предусмотрена форма уведомления респондентов, а значит, указания перечня компаний на сайте достаточно. То есть компания сами должна мониторить, не появилась ли она в выборке Росстата. Причем в некоторых случаях суды принимают этот аргумент.
Но есть решения, в которых суды встают на сторону компаний. Например, была такая ситуация: 06.12.2018 компания получила от Росстата уведомление о непредставлении в срок до 28.11.2018 формы № 1Т (проф) «Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам на 31 октября 2018 года». 10.12.2018 она отправила отчет. Орган статистики оштрафовал компанию на 100 000 руб. (за повторное правонарушение). Первая инстанция и апелляция признали это решение незаконным. Они указали, что действительно не предусмотрены конкретные способы извещения респондентов о попадании в выборку для представления первичных статистических данных, поэтому такое извещение может быть сделано любым способом, позволяющим достоверно установить факт такого извещения и его дату. В данном случае до истечения срока подачи статотчетности компанию не уведомили. При этом суды отклонили доводы органа статистики об обязанности самого общества следить за формами статистического наблюдения, которые оно обязано представлять (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу № А49-1585/2019).