Скорее всего, нет. Здесь нужно учитывать принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подп. 5 ст. 1 ЗК РФ). Проще говоря, нельзя продать объект на земельном участке отдельно от самого участка под ним. В силу п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается. Аналогичные положения закреплены в ст. 273, 552 ГК РФ, согласно которым при продаже здания или сооружения, принадлежащего собственнику земельного участка, на котором оно находится, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.
В пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что сделка, воля сторон по которой направлена на отчуждение здания или сооружения без соответствующего земельного участка, или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости принадлежат одному лицу, является ничтожной.
В силу п. 1 ст. 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного п. 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве. При этом в конкурсную массу может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским и семейным законодательством.
Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным данной статьей. В таких случаях супруг (бывший супруг) вправе участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам (п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» (далее — постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 48), в деле о банкротстве гражданина-должника по общему правилу подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и супругу (бывшему супругу) на праве общей собственности (п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве, п. 1 и 2 ст. 34, ст. 36 СК РФ).
В такой ситуации суд может посчитать, что реализация принадлежащего гражданину на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом) жилого дома без земельного участка, на котором он расположен, на том основании, что данный земельный участок является личной собственностью супруга (бывшего супруга) должника, не допускается.
В пример можно привести постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2020 № Ф09-6995/18 по делу № А60-34642/2018.
Суд признал гражданина банкротом, в отношении него была введена процедура реализации имущества. Финансовый управляющий подал ходатайство об утверждении порядка, условий и сроков реализации имущества должника. В частности, предлагалось продать жилой дом площадью 750 кв. м, который принадлежал должнику и его супруге (по ½), а половину денег отдать бывшей супруге. Суд первой инстанции его удовлетворил. Апелляция оставила определение без изменения.
Суды исходили из того, что в рамках дела о банкротстве подлежит реализации жилой дом площадью 750 кв. м, находящийся в общей долевой собственности должника и его бывшей супруги (у каждого по ½ доле в праве собственности) с последующей выплатой бывшей супруге половины вырученных от продажи дома денежных средств. Учитывая, что при разделе общего имущества супругов по иску кредитора суд изменил режим имущества супругов с совместного на долевой только в отношении жилого дома, но не земельного участка, на котором данный дом расположен, суды решили, что в данном конкретном случае продаже с публичных торгов подлежит лишь жилой дом без земельного участка. При этом лицо, которое приобретет данный объект недвижимости, приобретет право пользования соответствующим земельным участком.
Кассационная инстанция отменила судебные акты первой и апелляционной инстанций. По общему правилу в деле о банкротстве гражданина-должника подлежит реализации его личное имущество, а также имущество, принадлежащее ему и супругу (бывшему супругу) на праве общей собственности. Вместе с тем при решении вопроса о реализации жилого дома нужно учитывать принцип единства судьбы земельного участка и находящихся на нем объектов. В рассматриваемом случае на основании положений п. 7 ст. 213.26 Закона о банкротстве решается вопрос о реализации в деле о банкротстве гражданина жилого дома как целого объекта, а не доли должника в праве собственности на него. В связи с этим вывод судов первой и апелляционной инстанций о возможности передачи по результатам торгов спорного жилого дома, принадлежащего должнику и его бывшей супруге, в собственность иному лицу с оставлением земельного участка, на котором расположен дом, в собственности бывшей супруги должника противоречит требованиям земельного и гражданского законодательства.
В ситуации, когда на находящемся в единоличной собственности супруги должника земельном участке в период брака был построен жилой дом, поступивший в их общую собственность, для целей решения вопроса о реализации данного имущества в деле о банкротстве должника в качестве единого объекта и определения размеров долей должника и его бывшей супруги в вырученных от его продажи денежных средствах необходимо учитывать размер вложений каждого из супругов в создание этого имущества — спорных жилого дома и земельного участка.
Кстати, в итоге в этом деле жилой дом исключили из конкурсной массы. Суды обосновали это тем, что в собственности должника имеются две квартиры и ½ доля в жилом доме. При этом еще ½ доля в жилом доме принадлежит бывшей супруге должника, а земельный участок, на котором возведен жилой дом, находится в собственности бывшей супруги должника и приобретен ею по договору дарения (Определение судьи ВС РФ от 26.02.2021 № 309-ЭС18-24148 (45, 46)).