Увольнение беременной работницы, которая работала по срочному трудовому договору, допускается. Но есть важные моменты.
Согласно ч. 1 ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей отпуска по беременности и родам — до окончания такого отпуска.
Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (ч. 2 ст. 261 ТК РФ).
Однако увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности допускается, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу, которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. Речь идет как о вакантных должностях или работах, соответствующих квалификации женщины, так и о вакантных нижестоящих должностях или нижеоплачиваемой работе. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 3 ст. 261 ТК РФ, п. 27 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», далее — Постановление Пленума ВС РФ от 28.01.2014).
В случае рождения ребенка увольнение женщины в связи с окончанием срочного трудового договора производится в день окончания отпуска по беременности и родам. В иных случаях женщина может быть уволена в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014).
Исходя из данных норм, нужно сначала запросить у работницы медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если она ее представит, то нужно предложить все имеющиеся вакантные должности. Если работница не представит справку, то можно оформить увольнение. Если вакантных должностей нет, то нужно выдать беременной работнице уведомление об этом (под подпись или по почте).
Приведем пример: работница работала в бюджетном учреждении по срочному трудовому договору на период отсутствия основного работника. Работодатель уволил ее в связи с истечением срока трудового договора. При этом работница посчитала увольнение незаконным, поскольку она была беременна и работодатель не предложил ей другие вакантные должности. Она подала иск о восстановлении на работе в прежней должности и взыскании компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
Работодатель заявлял в суде, что он не знал о беременности работницы. В то же время работница указывала, что факт беременности подтверждается медицинской справкой, предоставляемой по запросу работодателя. А работодатель не направлял такой запрос. Отсутствие у работодателя сведений о беременности женщины не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске. Они исходили из того, что у работодателя имелись основания для увольнения работницы по п. 2 ст. 72 ТК РФ в связи с истечением срока действия трудового договора и выходом на работу основного сотрудника. Работодатель не знал о беременности работницы. До увольнения она не уведомила работодателя о беременности и не обращалась к нему с заявлением о продлении срочного трудового договора в связи с беременностью.
Также суды пришли к выводу о соблюдении работодателем процедуры увольнения в соответствии с требованиями, установленными в ст. 79 ТК РФ. Так, работница была уведомлена о выходе на работу постоянного работника телеграммой. После этого работодатель принял меры по ее извещению с приказом об увольнении, от ознакомления с которым она отказалась, о чем был составлен акт. Постоянный работник приступил к выполнению трудовых обязанностей согласно приказу работодателя.
При этом суды указали, что обязанность работодателя продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, как и обязанность запрашивать от женщины медицинскую справку не реже одного раза в три месяца, возлагается только в случае наличия письменного заявления женщины и при предоставлении ею первоначально медицинской справки.
Исключение из правила, предусмотренное ч. 3 ст. 261 ТК РФ, допускающее увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую работу, в данном случае не применяется ввиду отсутствия доказательств выполнения работницей обязанности по предоставлению письменного заявления и справки работодателю. Работодатель обязан предлагать все отвечающие вакансии, имеющиеся у него в данной местности, исключительно после уведомления его письменно самой истицей. Однако она этого не сделала.
Представленные работницей листки нетрудоспособности не подтверждают надлежащее уведомление работодателя о ее состоянии беременности, поскольку код нетрудоспособности по указанным листкам проставлен «01» (как заболевание, а не беременность). При этом выдача данных листков врачом-гинекологом не свидетельствует о состоянии беременности. Законом не возлагается обязанность на работодателя в таком случае направлять запрос о наличии либо отсутствии беременности у работника (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13.06.2018 по делу № 33-1877/2018).
При этом чаще в таких спорах суды устанавливают, что уволенная работница о своей беременности письменно сообщила работодателю, представила медицинскую справку, заявление о продлении срочного трудового договора. Также у работодателя имелись вакантные должности, которые он не предложил работнице, хотя в тот же период оформил на эти должности других работников. При таких обстоятельствах суды удовлетворяют иск о восстановлении на работе (например, Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 по делу № 8Г-20955/2020).