Госзаказчик не вправе отказаться от исполнения контракта, если поставщик попал в реестр недобросовестных поставщиков в период исполнения контракта. А вот если уже после заключения контракта госзаказчик узнает, что поставщик за несколько дней до подписания контракта попал в реестр, то он будет обязан расторгнуть контракт.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон № 44-ФЗ).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик:
-
не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки или документацией о закупке требованиям к участникам закупки или поставляемому товару либо
-
представил недостоверную информацию о своем соответствии или соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица.
Вместе с тем в Законе № 44-ФЗ и ГК РФ не предусмотрено такое основание для расторжения контракта, как включение компании в реестр недобросовестных поставщиков в период действия контракта.
Аналогичной позиции придерживается ФАС России. Антимонопольный орган указывал, что такое основание для отказа от контракта законом не предусмотрено. Если в момент заключения контракта исполнитель перестал соответствовать требованиям документации о закупке (в связи с включением информации в реестр недобросовестных поставщиков), заказчик не может отказаться от контракта при условии, что на момент подачи заявки участник предоставил достоверную информацию (письмо ФАС России от 06.08.2015 № АЦ/40483/15).
Пример из практики: в мае 2019 г. компания заключила контракт с госзаказчиком на поставку картриджей, запасных частей и прочих расходных материалов. В июле 2019 г. она попала в реестр недобросовестных поставщиков, то есть в период исполнения контракта. В сентябре 2019 г. госзаказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.
Компания подала иск о признании недействительным решения госзаказчика об одностороннем отказе от исполнения госконтракта. Суды трех инстанций удовлетворили это требование. На момент заключения госконтракта (27.05.2019) и на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме сведения о компании в реестре недобросовестных поставщиков отсутствовали.
То есть на момент определения победителя и на момент заключения контракта компания полностью соответствовала требованиям к участникам закупки, установленным документацией о закупке, а также она предоставила достоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, в том числе об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.
Таким образом, право госзаказчика на односторонний отказ от контракта в случае внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в период исполнения контракта при условии соответствия поставщика требованиям к участнику закупки на момент определения его победителем законом, а также рассматриваемым контрактом не было предусмотрено.
Верховный суд отказал в передаче этого дела на рассмотрение судебной коллегии (Определение ВС РФ от 03.06.2021 № 310-ЭС21-7923 по делу № А14-17053/2019).
В то же время заказчик обязан отказаться в одностороннем порядке от заключенного контракта, если победитель попал в реестр недобросовестных поставщиков уже после объявления итогов закупки. Такая позиция содержится в отказном Определении ВС РФ от 21.03.2021 № 305-ЭС18-25195 по делу № А40-331/2018.
В этом деле стороны 01.12.2017 заключили контракт по результатам проведения электронного аукциона (протокол от 30.10.2017). Затем выяснилось, что поставщик еще 23.11.2017 попал в реестр недобросовестных поставщиков. Причем сведения о победителе были включены в реестр недобросовестных поставщиков уже после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, однако до момента подписания контракта сторонами. То есть на момент подачи заявки и признания поставщика победителем электронного аукциона он соответствовал всем необходимым требованиям, указанным в документации.
Несмотря на это, заказчик принял решение об отказе от исполнения контракта. Поставщик попытался оспорить это решение. Он ссылался в том числе на письмо ФАС России от 06.08.2015 № АЦ/40483/15, указывая, что на момент подачи заявки поставщик предоставил достоверную информацию.
Суды трех инстанций признали отказ заказчика от контракта законным. Они указали, что ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исключительно при недобросовестности действий поставщика, позволивших ему стать победителем на этапе определения поставщика, до заключения контракта. Эта норма не распространяет свое действие на отношения сторон контракта при возникновении каких-либо обстоятельств после заключения контракта в период его исполнения, которые не могли повлиять на определение поставщика. В данном случае компанию включили в реестр недобросовестных поставщиков 23.11.2017, контракт был заключен 01.12.2017, то есть еще до заключения контракта возникло указанное обстоятельство. Период исполнения контракта также был определен с 01.12.2017 до 30.11.2019.