Условия применения пониженной ставки
Абзацем 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Никаких ограничений для применения пониженной ставки земельного налога в зависимости от вида организации Налоговым кодексом не установлено. Таким образом, Управление может применять налоговую ставку 0,3% в отношении земельных участков, удовлетворяющих требованиям абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, когда одновременно выполняются следующие условия:
-
участок ограничен в обороте в соответствии с законодательством РФ;
-
участок предоставлен для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, применять пониженную ставку нельзя (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 24.11.2017 № 305-КГ17-10748, решение по жалобе УФНС России от 24.08.2015).
Применимость пониженной ставки к указанному в вопросе земельному участку
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены ст. 27 ЗК РФ. Так, в п. 4 ст. 27 ЗК РФ перечислены находящиеся в федеральной собственности объекты, размещение которых на земельном участке делает такой участок ограниченным в обороте. В их число административное здание лечебно-санитарного назначения не входит.
В пункте 5 ст. 27 ЗК РФ приведены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которые ограничиваются в обороте. К их числу отнесены, в частности, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Отвечая на вопрос о признании земельных участков ограниченными в обороте в соответствии с подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, Минэкономразвития России в письме от 19.10.2011 № Д23-4376 указало, что для того, чтобы признать земельный участок ограниченным в обороте, необходимо соблюдение двух условий:
-
земельный участок должен находиться в государственной или муниципальной собственности;
-
должны быть документы, подтверждающие как юридическое, так и фактическое его использование для целей, предусмотренных федеральными законами от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ) и от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон № 390-ФЗ).
Из текста вопроса можно сделать вывод, что переданный Управлению в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок находится в государственной собственности. То есть первое условие выполняется.
В отношении второго условия отметим, что согласно разъяснениям, данным Минэкономразвития России в письме от 09.01.2013 № Д23и-1, законодательством РФ не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. В то же время обстоятельства, из которых следует, что земельный участок является ограниченным в обороте, могут подтверждаться целым рядом документов, подтверждающих как юридическое, так и фактическое его использование для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. В этом случае важным обстоятельством является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Законами № 61-ФЗ и № 390-ФЗ. А в письме Минэкономразвития России от 25.08.2017 № Д23и-4953 сказано, что для отнесения земельного участка к землям, предоставленным для нужд безопасности, важным является использование его для обеспечения деятельности, предусмотренной Законом № 390-ФЗ.
Под безопасностью в Законе № 390-ФЗ понимается безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством РФ (ст. 1 Закона № 390-ФЗ). Согласно ст. 2 Закона № 390-ФЗ к основным принципам обеспечения безопасности относится, в частности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется, в частности, федеральными органами государственной власти на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации (п. 3 ст. 4 Закона № 390-ФЗ). Пунктом 46 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 (далее — Стратегия), предусмотрено, что целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно подп. 20 п. 47 Стратегии достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется, в частности, путем обеспечения защиты населения от опасных инфекционных заболеваний, способных вызвать чрезвычайную ситуацию в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, на наш взгляд, можно говорить о том, что Управление, исходя из его основных задач, перечисленных в тексте вопроса, занимается деятельностью в сфере безопасности, и земельный участок, на котором находится используемое Управлением административное здание, используется для целей, предусмотренных Законом № 390-ФЗ. А значит, данный земельный участок является ограниченным в обороте и используемым для обеспечения безопасности, и, соответственно, к нему Управление вправе применять пониженную налоговую ставку 0,3%, предусмотренную абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Косвенно это подтверждается разъяснениями, данными Минфином России в письме от 24.04.2023 № 03-05-04-02/37059 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 24.04.2023 № БС-4-21/5221@). В нем рассматривался вопрос о налогообложении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования Судебному департаменту и его управлениям в субъектах РФ. Руководствуясь положениями подп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, Законом № 390-ФЗ, п. 46 и 47 Стратегии и применяя вышеприведенную логику, финансисты пришли к выводу, что земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования Судебному департаменту и его управлениям в субъектах РФ, относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.