Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Законопроект № 957581-6
Дата внесения в ГД РФ: 18.12.2015
Вид закона: Кодекс
Инициаторы:  депутат ГД Баталина Ольга Юрьевна, депутат ГД Васильев Владимир Абдуалиевич, депутат ГД Водолацкий Виктор Петрович, депутат ГД Выборный Анатолий Борисович, депутат ГД Вяткин Дмитрий Федорович, депутат ГД Гаджиев Магомед Тажудинович, депутат ГД Галимарданов Марсел Магфурович, депутат ГД Ишмухаметов Рустам Рифатович, депутат ГД Кидяев Виктор Борисович, депутат ГД Курбанов Ризван Даниялович, депутат ГД Муцоев Зелимхан Аликоевич, депутат ГД Плигин Владимир Николаевич, депутат ГД Поневежский Владимир Александрович, депутат ГД Попов Сергей Александрович, депутат ГД Соколова Ирина Валерьевна
Дата последнего решения: 21.01.2016
"Принято решение назначить комитет-соисполнитель"
| законопроекты | печать
Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Законодательство об административных правонарушениях

Статья 1.1. Система законодательства об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

3. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление и признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляются отдельными федеральными законами о внесении изменений в настоящий Кодекс. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих, признающих утратившими силу другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

4. Законодательное регулирование вопросов, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям субъектов Российской Федерации, должно осуществляться в субъекте Российской Федерации единым законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях (охраняемые общественные отношения)

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, охрана установленного порядка осуществления государственной власти и местного самоуправления, общественного порядка, нравственности, здоровья, окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Полномочия Российской Федерации в сфере правового регулирования административной ответственности

1. К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) оснований и принципов административной ответственности;

3) понятия, категорий и видов административных правонарушений;

4) обстоятельств, исключающих административную ответственность;

5) особенностей привлечения к административной ответственности отдельных категорий лиц;

6) видов административных наказаний и правил их назначения;

7) административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) оснований освобождения от административной ответственности и от административного наказания;

9) подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом;

10) компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии и территориальных избирательных комиссий Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также государственных учреждений в области осуществления производства по делам об административных правонарушениях;

11) порядка создания и основ осуществления деятельности административных комиссий;

12) перечней органов и организаций, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом;

13) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление перечня мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и правил применения указанных мер;

14) порядка исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности и о назначении административных наказаний, оснований и порядка замены административного наказания другим административным наказанием, освобождения от административного наказания.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации в пределах своих полномочий издают подзаконные нормативные правовые акты в сфере административной ответственности. Указанными подзаконными нормативными правовыми актами в сфере административной ответственности, устанавливаются:

1) понятие грубого нарушения условий лицензии в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) перечни должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1.4 и части 1 статьи 1.5 настоящего Кодекса;

3) перечни должностных лиц, которые уполномочены осуществлять административное задержание;

4) условия содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц;

5) порядок хранения изъятых вещей и документов;

6) порядок хранения изъятых огнестрельного оружия и патронов к нему, иного оружия, а также боевых припасов;

7) порядок реализации изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче;

8) порядок переработки и уничтожения изъятых наркотических средств и психотропных веществ, а также этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов;

9) порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, оформления его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

10) критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

11) порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, определения размера расходов на перемещение и хранение транспортных средств, а также обеспечения запрещения эксплуатации транспортного средства;

12) порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных и арестованных судов, а также порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа;

13) порядок исполнения постановления суда о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством Российской Федерации;

14) порядок ведения реестра дисквалифицированных лиц и уполномоченный на его ведение федеральный орган исполнительной власти;

15) перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению.

3. Подзаконными нормативными правовыми актами в сфере административной ответственности, указанными в части 2 настоящей статьи, не может устанавливаться административная ответственность, а также не может изменяться порядок производства по делам об административных правонарушениях, установленные настоящим Кодексом.

Статья 1.4.   Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования административной ответственности

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относятся:

1) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, за нарушение муниципальных нормативных правовых актов;

2) установление подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) установление перечней органов, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) установление перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 42.10 настоящего Кодекса.

2. Законами и подзаконными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации не может изменяться порядок производства по делам об административных правонарушениях, установленный настоящим Кодексом.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий издают подзаконные нормативные правовые акты в сфере административной ответственности. Указанными подзаконными нормативными правовыми актами в сфере административной ответственности устанавливаются:

1) перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 1.5 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) порядок оплаты расходов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.

4. Подзаконными нормативными правовыми актами в сфере административной ответственности, указанными в части 2 настоящей статьи, не может устанавливаться административная ответственность, а также не может изменяться порядок производства по делам об административных правонарушениях, установленные настоящим Кодексом.

Статья 1.5.   Полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования административной ответственности

1. В случаях, если настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов местного самоуправления наделяются полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, перечни таких должностных лиц устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом такие перечни устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления определяют по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы.

3. Муниципальными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность и изменяться порядок производства по делам.

Статья 1.6.   Действие законодательства об административных правонарушениях, установленный настоящим Кодексом, и иного применимого при привлечении к административной ответственности законодательства во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения независимо от времени наступления последствий.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, в том числе исключающий обязанность, запрет или ограничение либо улучшающий условия исполнения обязанности, соблюдения запрета или ограничения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение или несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Лицо, в отношении которого исполнено постановление о назначении административного наказания, не считается подвергнутым административному наказанию со дня официального опубликования закона, отменяющего административную ответственность, обязанность, запрет или ограничение либо улучшающего условия исполнения обязанности, соблюдения запрета или ограничения таким образом, что противоправность совершенного деяния исключается.

3. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, в том числе устанавливающий обязанность, запрет или ограничение, либо ухудшающий условия исполнения обязанности, соблюдения запрета или ограничения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение или несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность, обратной силы не имеет.

4. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.7.   Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения причинен вред охраняемым законодательством Российской Федерации общественным отношениям, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

4. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, не подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если оно было привлечено за указанное административное правонарушение к административной или уголовной ответственности за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

Статья 1.8. Исчисление сроков

1. Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

2. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях и истекает в последний рабочий день установленного срока. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. В сроки, исчисляемые днями, не включаются выходные и (или) нерабочие праздничные дни.

3. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

4. Если заявление, жалоба, протест, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

5. Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Глава 2. Административная ответственность и ее принципы
Статья 2.1. Административная ответственность

1. Административная ответственность является видом юридической ответственности за нарушение предписания или запрета, предусмотренного федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, принятым в соответствии с федеральным законом, или законом субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом, если за такое нарушение не установлена уголовная ответственность.

. Административная ответственность наступает за совершение деяния, которое содержит все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Административная ответственность состоит в официальном порицании от имени государства физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, путем применения к нему уполномоченными на то судом, органом, должностным лицом в установленном настоящим Кодексом процессуальном порядке и форме административного наказания морального, личного, имущественного или организационного характера.

Статья 2.2. Принцип вины

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 2.3. Принцип презумпции невиновности

1. Лицо считается невиновным в совершении административного правонарушения, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа, должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении.

2. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статья 2.4.   Принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Статья 2.5. Принцип законности

1. Никто не может быть подвергнут административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушений с учетом разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

2. Правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, должны быть сформулированы точно, ясно и недвусмысленно, в строгом соответствии с положениями Общей части настоящего Кодекса и с учетом положений федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих обязанности, правила поведения и запреты, за неисполнение, ненадлежащее исполнение и нарушение которых устанавливается административная ответственность.

3. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в строгом соответствии с настоящим Кодексом. Действия и решения суда, органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, должны быть законными, обоснованными, а также мотивированными.

4. Применение уполномоченными на то судом, органом, должностным лицом административного наказания или мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется в пределах установленной в соответствии с законом компетенции указанных суда, органа, должностного лица.

5. Применение законодательства об административных правонарушениях по аналогии не допускается.

Статья 2.6. Принцип справедливости и соразмерности

1. Административное наказание должно быть справедливым и соразмерным, то есть соответствовать характеру административного правонарушения, степени и размеру вреда, который причинен или мог быть причинен в результате совершения административного правонарушения охраняемым общественным отношениям, обстоятельствам совершения административного правонарушения, личности виновного физического лица и правовому статусу виновного юридического лица, иным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

2. При назначении административного наказания должны учитываться имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Статья 2.7. Принцип гуманизма

1. Административное наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий. При применении мер административного наказания или мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство физического лица либо умаляющие деловую репутацию юридического лица.

2. Административное наказание и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не должны быть избыточными по отношению к определенным настоящим Кодексом целям административного наказания.

3. С учетом обстоятельств дела об административном правонарушении суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе назначить административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей (частью статьи) Раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 2.8. Принцип равенства

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и судом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Настоящим Кодексом устанавливаются особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до четырнадцати лет, инвалидов.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами настоящим Кодексом устанавливаются особенности привлечения к административной ответственности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, а также военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

Статья 2.9.   Принцип состязательности и равноправия сторон в производстве по делам об административных правонарушениях

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, заинтересованный орган, их представители являются сторонами в производстве по делам об административных правонарушениях и наделяются равными (одинаковыми) процессуальными правами и несут равные (одинаковые) процессуальные обязанности в производстве по делу об административном правонарушении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях, разрешение вопросов, связанных с исполнением административного наказания, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

3. Суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляют руководство производством по делу об административном правонарушении, разъясняют каждой из сторон их права и обязанности, предупреждают о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывают им содействие в реализации их прав, создают условия и принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу об административном правонарушении, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении дела об административном правонарушении.

4. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, представление суду, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, своих доводов и объяснений, выступление в прениях, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 2.10.        Принцип ведения производства по делам об административных правонарушениях на государственном языке Российской Федерации

1. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся суд, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

2. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 2.11. Принципы непосредственности и устности производства по делам об административных правонарушениях

Все обстоятельства дела должны непосредственно исследоваться судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Статья 2.12. Принцип открытости (гласности) в производстве по делам об административных правонарушениях

1. Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется открыто, за исключением случаев упрощенного производства по делам об административных правонарушениях либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом возбуждении, рассмотрении, пересмотре дела об административном правонарушении, исполнении постановления по делу об административном правонарушении выносится судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении и присутствующие при открытом возбуждении, рассмотрении, пересмотре дела об административном правонарушении, исполнении постановления по делу об административном правонарушении имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход производства по делу об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого производства по делу об административном правонарушении по радио и телевидению, в информационно-телекоммуникационных сетях допускаются с разрешения суда, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

4. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье, в орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, к руководителю органа, его заместителю по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве органа.

5. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судье, в орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве суда, к руководителю органа, его заместителю по делам об административных правонарушениях, находящимся в производстве органа, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников производства по делу путем размещения данной информации на официальном сайте суда, органа в информационно-телекоммуникационных сетях и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по делам об административных правонарушениях.

Статья 2.13. Принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях

1. Возбуждение, рассмотрение, пересмотр дел об административных правонарушениях, разрешение вопросов, связанных с исполнением административных наказаний, а также исполнение постановлений о привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний осуществляются оперативно в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях могут быть продлены только в исключительных случаях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.

2. Сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными (исключающими возможность по их истечении) для производства по делу об административном правонарушении и для привлечения лица к административной ответственности.

Статья 2.14. Принцип самостоятельности принятия решений в производстве по делам об административных правонарушениях

1. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях, иных жалоб и протестов суд, орган, должностное лицо, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Любое вмешательство в деятельность судей, органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, не допускается и влечет за собой ответственность, установленную законодательством.

2. Суд, орган, должностное лицо, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, пользуются самостоятельностью принятия отнесенных к их компетенции решений в производстве по делам об административных правонарушениях.

Статья 2.15. Принцип обеспечения защиты при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и судебного контроля решений, принимаемых в производстве по делам об административных правонарушениях

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, осуществлять иные процессуальные права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Решения о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом, вышестоящему должностному лицу или в суд.

3. Постановления по делам об административных правонарушениях и решения по жалобам либо протестам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные уполномоченными в соответствии с законом органами и должностными лицами, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в суд. Постановления по делам об административных правонарушениях и решения по жалобам или протестам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные судом, могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Статья 2.16.   Принцип обязательности постановлений и иных актов по делам об административных правонарушениях

1. Вступившие в законную силу постановления и иные акты по делам об административных правонарушениях являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Уклонение от исполнения административного наказания влечет применение мер административного принуждения, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Неисполнение вступивших в законную силу актов по делам об административных правонарушениях влечет применение мер государственного принуждения, в том числе мер юридической ответственности, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

(Полный текст документа)

Прикрепленные файлы: