Вопрос: С целью формирования и поддержания интереса к своим услугам организатор проводит промо-акцию - стимулирующее мероприятие для физлиц, текущих и потенциальных потребителей услуг организатора. Правила проведения акции, в том числе условия участия и критерии отбора победителей, определяются организатором акции.
Для проведения акции организатор заключает договор об оказании услуг по организации, проведению и сопровождению акции с юрлицом (далее - оператор). Финансирование акции полностью производится за счет средств организатора путем оплаты услуг оператора, которые включают, помимо услуг по проведению акции, закупку и передачу призов как в денежной, так и в натуральной форме физлицам - победителям акции. Таким образом, оператор действует в рамках исполнения услуг, руководствуясь условиями, предусмотренными договором с организатором, в том числе выступает в качестве лица, непосредственно передающего призы победителям акции.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную согласно ст. 224 НК РФ.
При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физлицо, от которых налогоплательщик получает доход.
В Письме Минфина России от 18.07.2006 № 03-05-01-04/215 указано, что при получении физлицом дохода в виде выигрыша в стимулирующей лотерее налоговым агентом по НДФЛ признается организация, выплачивающая выигрыши победителям.
Верно ли то, что налоговым агентом по НДФЛ признается лицо, передающее призы победителям промо-акции (то есть оператор), и поэтому именно оператор должен исполнить возложенные ст. 226 НК РФ на налогового агента обязанности по удержанию НДФЛ, а также информированию налогового органа о невозможности такого удержания?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ПАО от 12.01.2018 по вопросу исполнения организацией обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса источником выплаты доходов налогоплательщику признается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Указанные организации признаются налоговыми агентами.
Пунктом 2 статьи 226 Кодекса предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
При этом особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 227 и 228 Кодекса.
С учетом изложенного налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц признаются российские организации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику.
Для рассмотрения вопроса об исполнении организацией обязанностей налогового агента необходимо учитывать все обстоятельства и условия, относящиеся к конкретной ситуации.
По мнению Департамента, поскольку организацией, от которой физические лица получают призы, является организатор промо-акции, за счет средств которого образуется призовой фонд, данная организация признается налоговым агентом в отношении доходов в виде призов в данной акции и обязана выполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН