Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 15.08.2019 и сообщает следующее.
В силу статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, налога (сбора, страховых взносов) в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах такого лица - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах фондов референдума.
При взыскании указанных обязательных платежей налоговыми органами может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Кодекса, приостановление операций по счетам в банках лиц, указанных в названной статье, либо приостановление переводов электронных денежных средств таких лиц.
Счетами для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах (пункт 2 статьи 11 Кодекса).
Статьями 46 и 76 Кодекса не предусмотрены ограничения по обращению взыскания налога, сбора, страховых взносов на денежные средства индивидуальных предпринимателей на счетах, определенных пунктом 2 статьи 11 Кодекса, в том числе текущих счетах, а также по приостановлению операций по таким счетам физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.
Обращая внимание на особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.05.2001 № 88-О указал, что, поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (пункт 1 статьи 23, статьи 24 и 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кодекс предусматривает систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов при реализации процедур принудительного исполнения их обязанности по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов, в том числе в рамках процедур рассмотрения дел о налоговых правонарушениях и обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 № 1032-О-О указано, что в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. Закрепление в Кодексе данной нормы (соответствующая норма содержится и в части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) означает указание федерального законодателя на необходимость применения арбитражными судами данного полномочия во всех случаях, когда это диктуется обстоятельствами конкретных дел. Реализация данного полномочия не может носить произвольный характер: арбитражный суд решает этот вопрос с учетом всех обстоятельств, характеризующих имущественное положение индивидуального предпринимателя, исходя в том числе из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. При наличии оснований полагать, что взыскание названных платежей нанесет положению индивидуального предпринимателя как налогоплательщику такой ущерб, при котором будут существенно затронуты его права как физического лица, указанное право арбитражного суда означает его обязанность приостановить исполнение решения налогового органа (аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации применительно к полномочиям судов по пересмотру судебных актов в порядке надзора в Определении от 24.11.2005 № 471-О и Постановлении от 05.02.2007 № 2-П).
Полагаем, что позиция Департамента, изложенная в письмах от 20.07.2017 № 03-02-07/2/46472 и от 08.04.2019 № 03-02-07/1/24565, не противоречит указанной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Письма Департамента носят информационно-разъяснительный характер, не содержат правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, а также не препятствуют банкам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в этих письмах.
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ