Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития провёл расчёты возможных потерь для украинской экономики в случае заключения Украиной договора о зоне свободной торговли с Евросоюзом и деградации торгово-экономических отношений с ЕЭП в ряде промышленных секторов. Как следует из доклада ЦИИ ЕАБР «Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов ЕЭП и Украины», эти потери составят от 1,5 до 2% ВВП.
Авторы доклада изучили систему отраслевых и межотраслевых связей между экономиками стран ЕЭП и Украиной и пришли к выводу, что кооперационные связи между предприятиями сохранились практически во всех сегментах обрабатывающих производств, а в некоторых отраслях машиностроения (в судостроении, авиастроении, атомной промышленности) это сотрудничество носит безальтернативный характер. Ухудшение торгово-экономических отношений между странами чревато для них дополнительными рисками.
Более того, кооперация между производителями стран ЕЭП и Украины является ключевым условием для поддержания высокого уровня конкурентоспособности продукции на важнейших рынках. Это, в частности, относится к транспортному машиностроению. Украинские производители в высокой степени зависят от импорта из России и заинтересованы в развитии кооперационных связей для обеспечения необходимыми комплектующими и сохранения ключевого рынка сбыта готовой продукции.
Тесны взаимосвязи также в авиа- и вертолётостроении. Расчёты экспертов ЕАБР показывают, что рост производства на 1000 долл. в российском авиастроении увеличивает украинский экспорт в Россию на 45 долл. и обеспечивает прирост объёмов производства на 119 долл. Другими словами, при росте объёмов производства российского авиапрома на 1 млрд долл. украинский авиапром покажет рост объёмов производства на 120 млн долл.
Сохранение высокого уровня торгово-экономических отношений между странами ЕЭП и Украиной позволит в кратко- и среднесрочной перспективе сохранить приемлемый уровень конкурентоспособности ключевых обрабатывающих производств в украинской экономике и создать дополнительные условия для их дальнейшей модернизации и развития.
В докладе отмечается, что при среднегодовом росте экономики Украины на 3% и сохранении нынешнего уровня кооперации с Россией вклад кооперационных связей в машиностроении может возрасти к 2030 г. до уровня 3,4% украинского ВВП (12,7 млрд долл. в год) по сравнению с 2,5% (4,2 млрд) в настоящее время.
Авторы доклада констатируют в этом контексте, что, хотя уровень взаимной торговли продукцией высокой степени обработки между странами ЕЭП и Украиной по-прежнему остаётся на достаточно высоком уровне, уже сейчас наметилась тревожная тенденция снижения уровня взаимной торговли в высокотехнологичных производствах. «С учётом этого тренда требуется переход к согласованной промышленной и инвестиционной политике, направленной на максимальное использование имеющегося производственного потенциала и рациональное распределение инвестиционных ресурсов», - говорится в исследовании. Одним из элементов такой политики должна стать разработка дорожных карт секторального сотрудничества стран ЕЭП и Украины.
Доклад был подготовлен экспертами из Беларуси, Казахстана, России и Украины при ведущей роли Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Института экономики и прогнозирования НАН Украины.