Кризис, как всегда, ударил по малодоходным российским семьям и предсреднему классу.
За год выросло число россиян, которым хватает средств на питание, но покупка одежды затруднительна (25% — в 2015 году, 18% — в 2014 году). Доля бедного населения впервые за десять лет выросла с 3% в 2013-2014 гг. до 7% в текущем году.
Вернулась на уровень кризисного 2009 года доля «предсреднего» класса, к которому можно отнести 41% населения (в 2014 году таковых было 55%). Это те, кому денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования пока затруднительна.
Такие сведения, обнародовало Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) по результатам исследования, проведённого в апреле 2015 года. Мониторинг был осуществлён в 132 населённых пунктах 46 регионов России.
«Это связно с тем, что потребительская корзина представителей этой аудитории формируется из товаров «бюджетных» марок, – говорит руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова. – Другими словами, люди оказались в ситуации, когда не могут экономить на продуктах питания или одежде, потому что и так приобретают их по наименьшей цене. Также не стоит забывать, что именно эта категория населения характеризуется самым высоким уровнем закредитованности. Многие заёмщики не могут обслуживать кредиты, которые были оформлены в более благополучный для них период».
В столице картина иная. 53% населения Москвы можно отнести к группе «среднего» достатка. Они могут позволить себе приобретение вещей длительного пользования. Около трети москвичей (31%) составляют группу «предсреднего» класса. Каждый десятый житель Москвы может позволить себе дорогостоящие покупки.
Третий год подряд уверенно растёт число высокодоходных россиян, которые не испытывают сложностей с дорогими покупками – 24% в 2015 году против 15% в 2011 году.