В письме от 08.09.2015 № 03-04-06/51636 Минфин России рассмотрел следующую ситуацию. Физическое лицо выступает поручителем по кредитному договору, заключенному банком с другим физическим лицом. По согласованию с поручителем банк предполагает скорректировать размер обязательства поручителя до суммы задолженности, фактически погашаемой поручителем.
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что прекращение обязанностей физического лица — поручителя в связи с оплатой части суммы задолженности не изменяет размера обязательства должника по кредитному договору перед банком (в части, оставшейся не погашенной поручителем задолженности) и перед поручителем (в порядке регрессного требования к должнику в размере погашенной поручителем суммы долга).
При этом в отличие от ситуации, когда прощается долг заемщику, получившему от кредитора денежные средства и, соответственно, получающему выгоду от их невозвращения, поручитель никакого имущества от кредитора не получал. Соответственно, он не имеет подлежащей налогообложению экономической выгоды от корректировки размера обязательства перед кредитором.