Исследовательский холдинг Ромир подтвердил вывод, что стратегия экономии — увеличение частоты походов в магазины при снижении среднего чека — привела, наоборот, к увеличению расходов.
Исследование Ромир показало, что в феврале текущего года повседневные расходы россиян выросли на 4,1% относительно января. Такое явное увеличение ежедневных трат с лихвой превосходит месячную инфляцию, рассчитанную Росстатом в размере 0,6%.
В разрезе года февральские расходы россиян увеличились на 16,8%, что вдвое превышает накопленную с февраля прошлого года инфляцию в 8,1%. Исследователи отмечают, что в предыдущие годы Индекс потребительской активности в феврале вел себя по-разному. Так, в прошлом году он продолжил падение после новогоднего всплеска. А в 2014 и 2013 гг. повседневные расходы в феврале показывали рост на 3—5% относительно предыдущего месяца.
Что касается реальных расходах россиян — очищенных от инфляции, то в прошедшем феврале они оказались ниже только результатов начала благополучного 2013 г. То есть многомесячная тенденция прошлого года, когда реальные расходы оказывались меньше даже показателей 2014 г., оказалась прерванной, отмечает Ромир.
После экономного января, когда россияне в некоторой степени еще продолжали доедать предновогодние запасы, февраль опять позвал их в магазины. Более того, отрицательная динамика размеров среднего чека при общем росте расходов говорит о том, что покупатели опять начали ходить в магазины чаще. Обходя большее количество торговых точек, в каждой они находят какие-то товары по привлекательным ценам. И даже тратя меньше при каждой покупке, они этим увеличивают общие объемы затрат на повседневные товары.
Таким образом, делают вывод авторы исследования, стратегия экономии, выражающаяся в увеличении частоты походов в магазины при снижении среднего чека, привела не к экономии, а, наоборот, к увеличению расходов. Такая тенденция была отмечена уже в прошлом году. Две трети домохозяйств, увеличившие частоту походов в магазины, при сокращении среднего чека на 4% в итоге получили общий рост затрат на повседневные товары на 21%.
Наибольший прирост расходов за месяц показали представители низкодоходной группы — +7,7%. Средний класс потратил в феврале на 5,8% больше, чем месяцем ранее. А вот высокодоходники в феврале свои расходы никак не изменили, потратив ровно столько же, сколько и в январе.
За год более чем на 19% расходы увеличились у низкодоходников и среднедоходников. А высокодоходники показали рост повседневных трат на 12%. В любом случае представители всех доходных групп показали рост расходов, превышающий накопленную инфляцию, резюмируют эксперты Ромир.