Очередное, проводимое раз в два года, исследование PwC выявило снижение уровня экономической преступности в России по сравнению с 2014 г. на 20%.
В исследовании PwC приняли участие 120 российских компаний и организаций, из них 34% составили частные компании, 59% — компании, акции которых обращаются на бирже, и 3% — предприятия государственного сектора. Респонденты представляют различные отрасли экономики, в том числе сектор финансовых услуг (23%), промышленное производство (12%), топливно-энергетический сектор (9%), фармацевтическую и медико-биологическую отрасль (9%), сектор розничной торговли и производства потребительских товаров (7%), транспорт и логистику (7%).
Основные выводы исследования таковы:
— 48% компаний и организаций в России столкнулись с экономическими преступлениями за последние два года. Это значительно ниже результата за 2014 г. (60%), но выше общемирового показателя (36%). Снижение уровня экономических преступлений может быть вызвано следующими рыночными тенденциями: усилением роли внутреннего аудита в организациях и усовершенствованием систем, предназначенных для выявления противоправных действий.
— 65% процентов респондентов в России отметили, что в их компаниях оценка рисков мошенничества выполняется не реже одного раза в год. При этом 83% прошенных ответили, что в их организациях есть официальная программа по соблюдению правил деловой этики и нормативно-правовых требований.
— В России и во всем мире основная доля правонарушителей из числа сотрудников компании приходится на менеджеров среднего звена (42% и 35% соответственно). Сотрудники младшего руководящего звена также составляют большую долю среди внутренних правонарушителей (31%). Большинство мошенников среди сотрудников компании составляют мужчины (77%) в возрасте от 31 года до 40 лет (62%), имеющие высшее образование (72%). За последние два года в России доля мошенников среди руководителей высшего звена уменьшилась с 36 до 15%.
— Большинство экономических преступлений в России выявляются функцией внутреннего аудита и службой корпоративной безопасности (20% и 15% соответственно). В 2014 г. внутренний аудит был отмечен лишь 10% опрошенных. Значительно возросло и значение информирования о подозрительных операциях как механизма выявления экономических преступлений: 11% в 2016 г. по сравнению с 3% в 2014 г.).
— Самыми распространенными видами мошенничества, как и в прошлые годы, являются незаконное присвоение активов, мошенничество в сфере закупок товаров и услуг, взяточничество и коррупция. Если на глобальном уровне киберпреступления переместились на второе место, в России этот вид противоправных действий остается на четвертом месте в списке.
— Незаконное присвоение активов остается основным видом мошенничества: его отметили около 72% респондентов в России, компании которых пострадали от экономических преступлений за последние два года, и 64% респондентов во всем мире.
— 33% респондентов отметили мошенничество при осуществлении закупочной деятельности. При этом самым уязвимым этапом в процессе закупок является выбор поставщика, по мнению 95% опрошенных.
— По словам 44% участников опроса, за последние два года потери их компаний от экономических преступлений составили менее 100 000 долл. США; 25 % респондентов сообщили о потерях в размере от 100 000 до 1 млн долл. США и 23% респондентов указали убытки в размере более 1 млн долл. США.
— Увеличилось количество респондентов, обратившихся в правоохранительные органы в связи с экономическими преступлениями, в которых участвовали третьи стороны (67% в 2016 г. и 60% в 2014 г.). Такое действие в отношении внешних преступников остается самым распространенным и во всем мире. Примечательно, что прекращение деловых отношений стало менее популярной мерой в России (56% в 2016 г. и 70% в 2014 г.), но все равно этот показатель значительно выше по сравнению с общемировым (25%).
— 23% компаний, участвовавших в опросе, пострадали от киберпреступлений за последние два года. Согласно результатам проведенного PwC опроса руководителей крупнейших компаний, киберпреступления и неэффективная защита данных входят в число основных бизнес-рисков для руководителей компаний, ведущих деятельность в России (43%).
—Для 30% респондентов взяточничество и коррупция оказали воздействие на деятельность их компаний. Результаты за 2016 г. оказались ниже показателей в 2014 г., когда 58% респондентов отметили, что их компании пострадали от этого вида экономических преступлений. 21% участников опроса заявили, что их просили дать взятку — это меньше по сравнению с 41% в 2014 г.