Исследовательский холдинг Ромир зафиксировал в июне провал в расходах россиян по сравнению с маем. Реальные расходы откатились на уровень двухлетней давности.
По данным исследовательского холдинга Ромир, в июне текущего года повседневные расходы россиян показали беспрецедентное падение по сравнению с предыдущим месяцем, сократившись на 11,4%. В данном случае, считают эксперты холдинга, не имеет смысла даже сравнивать изменение повседневных расходов с официальным уровнем инфляции в 0,4% — насколько очевидно, что в своих тратах в июне отечественные потребители ушли в глубокую минусовую динамику. В разрезе года расходы на повседневные товары увеличились на 5,8%, что, тем не менее, не дотягивает до накопленной за период инфляции в 7,5%, рассчитанной Росстатом.
Реальные расходы, то есть «очищенные» от инфляции, не оправдали надежд предыдущего месяца. Тогда эксперты Ромир писали, что при существовавшей динамике реальные расходы в июне имели шанс наконец-то «выйти из тени» результатов 2013 г. Однако этого не произошла, а даже наоборот — реальные расходы прошедшего июня опять оказались на уровне января 2012 и июня 2014 гг., уступив показателям 2015 и 2013 гг.
Общая динамика индекса потребительской активности в июне в целом совпадает с трендом предыдущих лет. В июне объемы ежедневных расходов россиян обычно снижались после небольшого майского подъема. Однако в предыдущие годы Ромир ни разу не наблюдал столь резкого и ощутимого падения, как в нынешнем году. Предыдущий антирекорд в динамике индекса был зафиксирован холдингом в 2013 г. и составил около –10%.
Снижение индекса, полагают эксперты Ромир, можно связывать и с сезонностью, а в частности с летним удешевлением ряда овощей и фруктов. С другой стороны, замечают они, экономия россиян продолжается. Средний чек сохранил майскую величину. Доля продовольствия в общей корзине затрат немного подросла до 54% с беспрецедентно низких 50% в мае. Таким образом, делают вывод авторы исследования, при общем сокращении расходов можно говорить о том, что в июне россияне постарались сэкономить на непродовольственных товарах.