Новогодние праздники в этот раз россияне провели менее активно, но потратили больше, чем в 2014 и 2016 гг. При этом их удовлетворенность праздничной неделей значительно выросла, выяснил ВЦИОМ.
Опрос Всероссийским центром изучения общественного мнения (www.wciom.ru) показал, что праздничная новогодняя неделя в этом году порадовала россиян больше, чем в предыдущем: уровень удовлетворенности вырос с 72 до 78%. Недовольны каникулами остались 20% наших сограждан.
Популярность традиционных видов отдыха в новогодние каникулы-2017 снизилась: только 35% респондентов сообщили, что ходили в гости (против 53% в 2016 г.), 23% — что гуляли на природе (против 32%). Одновременно с этим за год увеличилась доля тех, кто предпочел провести праздники дома (с 20 до 27%). Молодежь, москвичи и петербуржцы, жители крупных городов, традиционно, более активны, чем пожилые люди, а также респонденты из малых городов и сел.
В числе других развлечений: поход с детьми на представления, в кино и т.п. (18%), посещение спектаклей, концертов (13%), поездки за город (12%) и др. В то же время трудовая активность осталась на уровне прошлого года: работать в прошедшие праздники пришлось 21% опрошенных (в 2016 г. — 20%). Обратим внимание, что этот показатель практически совпадает с долей россиян, недовольных прошедшими каникулами.
Сумма средних расходов на празднование за год выросла на 17% (с 12 148 до 14 192 руб.). По отношению к предполагаемым тратам, высказанным в конце декабря, также отмечен прирост — на 14%. На подарки близким и друзьям в среднем потрачено 5295 руб., на новогодний стол — 4810 руб., на турпоездки, елки, рестораны и пр. — 4087 руб. Те или иные траты совершили 97% опрошенных, и только 3% не потратили денег на празднование и каникулы.
Наиболее распространенными подарками стали парфюмерия, косметика и бижутерия (27%), конфеты, спиртные напитки (25%). В пятерку популярных подарков также вошли сувениры (15%), деньги (12%), которые по данным декабрьского опроса были наиболее желанным подарком, одежда и обувь (11%). ТОП-3 рейтинга предполагаемых к вручению презентов в конце года составляли сувениры (30%), конфеты и алкоголь (26%), игрушки (19%). Не нашли под елочкой подарка 16% опрошенных.
«Хотя празднование Нового года обошлось нашим соотечественникам дороже, чем они планировали, россияне, как правило, стараются в эти дни не думать о плохом, а лишь радоваться жизни и надеяться на лучшее. Новый год — главный праздник нашей страны, и никакие экономические неурядицы не могут его испортить, — комментирует аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев — Особенностью именно этого Нового года стало решение многих опрошенных провести каникулы дома, что может быть связано с финансовой стороной (без подарка в гости не пойдешь) или погодными условиями в некоторых регионах страны. Радует, что россияне по-прежнему готовы тратить деньги и время на культурный досуг — театры, кино, концерты».