Праздничная новогодняя неделя в этом году, согласно опросу, проведённому Всероссийским центром изучения общественного мнения, порадовала почти три четверти россиян (73%), что несколько меньше, чем в прошлые зимние каникулы (78%).
ТОП-лист наиболее распространенных видов отдыха в сравнении с прошлым годом в целом не изменился: 42% были в гостях (35% в 2017 г.), 30% – гуляли на природе (23%), 20% – ходили на каток или катались на лыжах и др. Заметно меньше стало тех, кто повёл праздники дома (с 27% до 18%). Каждый пятый (21% в 2018 г.) – эта доля в последние три года практически не меняется, сообщил, что работал (26% среди 45-59-летних, 27% среди жителей «миллионников», кроме Москвы и Питера).
Вместе с тем идеальный зимний отдых 37% граждан связывают с катанием на лыжах,коньках и пр., 23% – с рыбалкой и походами, 22% – с пляжем и солнцем, а 25% хотели бы сходить на экскурсии и посетить исторические места.
Сумма средних расходов на празднование в этом году составила 14 тыс. 195 руб. – почти столько же было в 2017 г. (14 тыс. 192 руб.). Фактические траты в среднем также совпали с запланированными в конце декабря (14 тыс. 299 руб.). На подарки близким и друзьям в итоге потрачено около 5 тыс. 459 руб., на новогодний стол – 4 тыс. 764 руб., на турпоездки, елки, рестораны и пр. – 3 тыс. 972 руб. Те или иные траты совершили 98% опрошенных, и только 2% не потратили денег на празднование и каникулы.
Таким образом, прогнозы экспертов о том, что Новый год выведет траты россиян на докризисный уровень, не оправдались.
«Практически полное совпадение планируемых и фактических затрат на Новый год может свидетельствовать о росте у россиян навыков финансового планирования, умения накапливать деньги на ожидаемый праздник и умения сдерживаться, чтобы не потратить больше запланированного», – отмечает аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев.
Подарки, отмечает ВЦИОМ, во многом превзошли ожидания: парфюмерию/косметику/бижутерию получили на Новый Год 27% опрошенных, конфеты/спиртные напитки/деликатесы – 25%, сувениры – 24%. Однако без разочарований не обошлось: так, билеты в театр/на концерт и турпутевки получили «единицы» (2% и менее 1% соответственно), тогда как мечтал о них каждый десятый (по 9%).
Православное Рождество в этом году отметили 72% россиян (католическое – лишь 4%). Каждый пятый (19%) из приобщившихся к празднику, посетил церковь, ещё 6% посмотрели трансляцию службы по ТВ, однако преимущественно празднование проходило дома в кругу семьи (50%).