С такой инициативой в Федеральную антимонопольную службу РФ и Росфинмониторинг обратилась Национальная платёжная ассоциация (НПА).
НПА, пишут «Известия», предложила регулировать рынок подарочных карт магазинов и приравнять их к банковским платёжным инструментам. Исполнительный директор ассоциации Мария Михайлова сообщила изданию, что сейчас организация проводит консультации с регуляторами. Также готовится официальное письмо в Центробанк.
В НПА уверены, что фактически подарочные карты магазинов уже превратились в платёжное средство. Есть примеры, когда торговая сеть выпускает пластик с многоразовым пополнением до 999 тыс. руб.
Оценить объём рынка таких карт из-за отсутствия регулирования сейчас невозможно, отмечает М. Михайлова. Есть риск, что физические и юридические лица могут использовать их для обналичивания средств. Эта ситуация, по мнению НПА, требует регуляторного вмешательства.
Решить проблему можно несколькими путями. Один из них – сделать подарочные карты банковскими продуктами с соблюдением всех требований по идентификации. Тогда ритейлеры не смогут их выпускать без сотрудничества с кредитными организациями. Сегодня по законодательству о противодействии отмыванию доходов анонимные карты, которые могут передаваться третьим лицам, кредитные организации могут выпускать на сумму не более 15 тыс. руб.
Другой вариант – покупатель будет вносить предоплату ритейлеру, после чего картой сможет пользоваться только он сам, передать третьему лицу пластик будет невозможно.
В пресс-службе ФАС изданию сообщили, что предложение ассоциации находится на рассмотрении]. При этом по мнению ЦБ, целесообразность таких идей требует серьезной оценки с точки зрения влияния на конечного потребителя.