Федеральная антимонопольная служба РФ доработала законопроект о регулировании тарифов. Документ поступил в правительство в апреле. Сейчас идут обсуждения подзаконных акты к нему, сообщают «Ведомости».
Законопроект ставит в приоритет именно метод эталонных затрат (в августе 2018 г. ввести эталоны и долгосрочные тарифы поручил президент Владимир Путин). Но как будет устанавливаться эталон, из законопроекта не ясно, отмечает издание. Методика предполагает выделение нескольких факторов, которые влияют на деятельность компаний, чтобы разделить их на группы и закрепить за каждой эталон со средним тарифом, рассказал заместитель исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Александр Эпштейн.
Если использовать эталонный метод невозможно, законопроект позволяет прибегать к другим – например, к методу обоснованных затрат.
Новые правила должны вступить в силу спустя год после принятия законопроекта, а отдельные положения, регулирующие применение метода эталонных затрат, – спустя три года, пояснил газете замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. Сейчас цены на тарифы регулирует более 20 федеральных законов и 100 подзаконных актов, рассказывает он, отмечая, что законопроект введёт «единые правила игры».
Принимать тарифы ФАС предлагает на пять лет и не пересматривать их ежегодно, как сейчас. Исключение – рост налогов и сборов или уменьшение тарифа из-за невыполнения инвестиционных, производственных и ремонтных программ.
В марте проект был в целом одобрен, говорит С. Пузыревский, и сейчас обсуждается в правительстве. Однако его последняя версия устраивает не всех – его не поддержали на экспертном совете комитета Госдумы по энергетике. При этом регламент не предполагает внесение проектов в правительство без согласования со всеми заинтересованными ведомствами. Минтранс с проектом знаком и направил позицию в правительство. Минстрой же предлагает дать право регионам самим выбирать метод формирования тарифов. Это предложение, как рассказал «Ведомостям» представитель министерства, уже вошло в проект. Минэкономразвития на запрос не ответило.
Бизнес законопроектом тоже недоволен. Так, «Транснефть» направила два письма первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову, в которых рекомендует ФАС и Минэкономразвития рассматривать законопроект как базовый, но сохранить действующий порядок ведомственных актов, учитывающих отраслевую специфику. Компания делает акцент на отсутствие в проекте расчётов и исследований, доказывающих целесообразность изменений. Второй раз «Транснефть» писала А. Силуанову уже после внесения законопроекта в правительство: предложение компании не было учтено, хотя его поддержало Минэнерго и частично ФАС с Минэкономразвития.
Эталоны упрощают формирование тарифов и позволяют оценить, насколько они высокие или низкие, говорит руководитель экспертного совета при Комитете по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Ирина Булгакова. Однако, текущая версия законопроекта, по мнению экспертов, предлагает брать не лучшее, а среднее.