В четверг, 28 ноября 2019 г., в Правительстве России проходит заседание о системном регулировании контрольно-надзорной деятельности, численность которой на сегодняшний день составляет 624 вида (220 видов госконтроля на федеральном уровне, около 50 видов регионального контроля и 16 – муниципального).
«Сейчас, по оценке Минэкономразвития, в нашей стране существует более 220 видов государственного контроля (надзора) на федеральном уровне. Плюс есть ещё почти 50 видов регионального контроля и 16 – муниципального. Более 600 (624) видов разрешительной деятельности. Всё это осуществляется каждый день, но эффективность очень часто вызывает вопросы», – заявил, открывая заседание, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
В этой связи кабмин разработал два законопроекта. «Первый законопроект направлен на создание новой – более чёткой, более компактной – системы обязательных требований. Эти требования действительно необходимы – с точки зрения предотвращения рисков для жизни и здоровья и других охраняемых законом ценностей. При этом эти требования, естественно, должны быть понятными», – пояснил премьер.
В российском законодательстве, уточнил он, действует порядка 2 млн обязательных норм и правил, многие из которых остались ещё с советских времён. «Чтобы избавиться от этого груза, поэтапно вводится механизм «регуляторной гильотины». Главная задача заключается не в том, чтобы отменить старое регулирование, а именно в том, чтобы создать новое, особенно в случаях, когда это регулирование всё-таки необходимо», – продолжил Д. Медведев.
Второй законопроект устанавливает базовые понятия и принципы государственного и муниципального контроля, закрепляет права и обязанности ключевых участников контрольно-надзорной деятельности, определяет полномочия всех уровней власти – федерального центра, регионов и органов местного самоуправления.
В числе важнейших новелл, по словам Д. Медведева, введение в законодательство нового понятие – «контрольно-надзорное производство», электронный обмен данными между проверяющей стороной и бизнесом и определение защиты жизни и здоровья людей, соблюдение их прав и законных интересов как главного приоритета в работе контролирующих органов.
Документом предприятия будут распределены по категориям реального риска – в зависимости от тяжести и масштаба возможных негативных последствий. Им также предполагается существенно оптимизировать перечень контрольных и надзорных мероприятий.