Очередное квартальное обследование Росстатом деловой активности предприятий розничной торговли показало, что в январе — марте текущего года она сохранила прежний уровень оптимизма.
В I квартале 2020 г. в обследовании конъюнктуры и деловой активности приняли участие руководители 4992 организаций розничной торговли, включая малые предприятия (без микропредприятий). Большинство из ответивших на вопросы анкеты считают, что экономическая ситуация в розничной торговле по сравнению с IV кварталом 2019 г. осталась без изменения.
Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в I квартале 2020 г., как и в IV квартале 2019 г., сохранил положительное значение и составил 2%.
К этим данным Росстата стоит добавить, что и в годовом сопоставлении уровень предпринимательской уверенности в рознице в I квартале не меняется как минимум третий год подряд — те же 2%.
В I квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. увеличение индекса предпринимательской уверенности было отмечено в 44 субъектах Российской Федерации. В 39 ее субъектах указанный индекс снизился, в двух субъектах — остался на том же уровне. И в этом плане картина выглядит позитивнее, чем год назад — в I квартале 2019 г. повышение индекса относительно предыдущего квартала Росстат зафиксировал в 39 субъектах России, а снижение — в 43-х.
Основными факторами, ограничивающими активность организаций розничной торговли, в I квартале 2020 г. по-прежнему остаются недостаточный платежеспособный спрос населения (на это указали 55% обследованных организаций розницы) и высокий уровень налогов (48%). Однако отметим, что по сравнению с I кварталом 2019 г. значения данных показателей ухудшились на 4 и 5 п.п. соответственно.
По показателям оборот розничной торговли, объем продаж в натуральном выражении, прибыль, заказы на поставку товаров, ассортимент товаров, доля опрошенных руководителей, считающих, что их значение во II квартале по сравнению с I кварталом 2020 г. увеличится, больше тех, кто оценивает ситуацию менее оптимистично. Около четверти предпринимателей предполагают, что цены реализации во II квартале 2020 г. вырастут, в то же время 84% из них не намерены увеличить торговую наценку на реализуемые товары.
Опять добавим, что в I квартале 2019 г. не собирались поднимать торговую наценку 76% таких предпринимателей. Заметное увеличение их доли в минувшем квартале, очевидно, взаимосвязано с ростом оценок недостаточности платежеспособного спроса населения.
Если выделять самое значительное изменение в настроениях розницы на годовом временном отрезке, то это касается инвестиций в расширение деятельности, ремонт и модернизацию — в минувшем квартале баланс оценок «увеличение» и «уменьшение» среди опрошенных предпринимателей составил –13 п.п. против 0 п.п. годом ранее.